О. Устенко: «Новый мировой экономический кризис будет способствовать дальнейшему падению цен на нефть»

Аналитики британского банка Standard Chartered не исключили в 2016 году возможности снижения цен на нефть марки Brent до 10 долларов за баррель. Падение произойдет «до того, как большая часть игроков на рынке поймет, что дело зашло слишком далеко», отмечают эксперты. Основной причиной резкого падения цен на нефть аналитики назвали укрепление доллара и нестабильность на фондовых рынках. Ранее аналитики BofA Merrill Lynch предсказали падение средней цены на нефть в 2016 году с 50 до 46 долларов. В инвестбанке Morgan Stanley, в свою очередь, предрекли, что в определенный момент цены упадут до 20 долларов за баррель. Цены на нефть продолжают падать даже несмотря на обострение отношений между двумя основными нефтедобывающими державами — Саудовской Аравией и Ираном. О том, как повлияет падение цен на нефть на мировую экономику и отдельные страны, корреспондент ГолосUA расспросила директора Международного фонда Блейзера в Украине Олега Устенко.

— Олег, насколько оправданны подобные прогнозы?

— Думаю, возможен любой «расклад». На цену нефти сейчас влияют несколько факторов. Первый, и, на мой взгляд, главный — замедление темпов мирового экономического роста. Прогноз на 2016 год по мировой экономике — менее 3%, это достаточно низкий уровень роста. «Охлаждаются» основные экономические центры, прежде всего, развивающиеся, ресурсно-ориентированные экономики: Китай, Южная Америка (Бразилия) и другие. На мой взгляд, образуется «воронка» нового широкомасштабного экономического кризиса. На этом фоне спрос на нефть и все энергоресурсы начинает резко снижаться, что должно сбивать цены на всех рынках. В первую очередь, на рынках энергоресурсов.

— Какие еще факторы влияют на мировые цены на нефть?

— Увеличение предложения нефти. Первый «канал», благодаря которому это происходит — увеличение напряжения между Ираном и Саудовской Аравией, второй — противостояние между странами Ближнего Востока, традиционными большими игроками, это тоже «драйвит» цены вниз. Еще один «канал» снижения цен на нефть — разблокирование Соединенными Штатами своего экспорта энергоресурсов. И немаловажный «канал», которому в последнее время не уделялось внимания, особенно в плоскости анализа здесь, в Восточной Европе — необходимость сохранения окружающей среды. Это очень четко было проартикулировано в выступлении президента США Барака Обамы в Конгрессе, когда он говорил о глобальном потеплении, о том, что нам нужно спасти планету. Он сказал исключительную, на мой взгляд, фразу — о том, что мы должны отказаться, по мере возможности, от традиционных источников получения энергии. А это убийственно для стран, которые занимаются экспортом энергоресурсов и зависимы от него. То есть — для тех, кто не успел использовать возможности по диверсификации своей экономики, не успел «сесть в уходящий поезд»…

— Назовите эти страны…

— Россия, страны арабского мира. Обама также подчеркнул, что США должны стать еще более важным лидером с точки зрения инноваций. Это означает, что технологический скачок возможен уже в ближайшее время. Для меня это — сигнал, что будет продолжаться «обваливание» рынков энергоносителей быстрее, чем нам сейчас кажется.

— Как долго может происходить этот обвал? Некоторые аналитики считают, что в конце 2016 года цены на нефть вновь начнут расти…

— В долгосрочной перспективе (5-10 лет) мы вправе ожидать тренда по снижению цен. Будут действовать два фактора: с одной стороны, начнет уменьшаться спрос на энергоресурсы, с другой — предложение не станет снижаться адекватно спросу. В среднесрочной перспективе тоже буде выдержан нисходящий тренд. Но если говорить о краткосрочной перспективе, я бы удивился, если бы нефть подешевела за год до 10 долл. за баррель. Если судить по рынку, на конец этого года резко увеличилась доля опционов ниже 30 долл. за баррель. Но, пр этом, объем их не так уж велик. Поэтому я бы ожидал диапазона колебаний цен около 30-50 долл. за баррель.

— Есть ли шансы, что цена нефти опустится ниже 30 долл. за баррель?

— Да, есть: может произойти корректировка рынка. Существуют еще и психологические барьеры: если цена опустится ниже 30 долл, возможна следующая «точка снижения» — 25 долл. за баррель. Но сейчас прогнозировать с высокой степенью вероятности 10 долл. за баррель я бы не рискнул. Для этого необходим какой-то качественно новый технологический рывок, Обама прямо не говорит об этом.

— Как это может отразится на курсе главных мировых валют?

— И сейчас стоимость нефти, выраженная в золоте — одна из самых низких за последние десятилетия. На курс мировых валют действует и целый ряд других факторов. Если оценивать годовую перспективу, я бы говорил об укреплении курса доллара. А также — резком ослаблении курса валют стран, экспортно-зависимых от энергетики — России, Норвегии, Венесуэлы, Казахстана, Азербайджана. Но эти страны связаны с другими, не живут сами по себе. Это значит, что произойдет девальвация валют в тех странах, с которыми они активно торгуют: Казахстан и Россия «потянут» за собой Беларусь, Азербайджан — Турцию, а также весь Кавказский регион. Так что, валютных «подвижек» мы в этом году увидим очень много.

— Как это отразится на внешней и внутренней политике стран, пострадавших от удешевления энергоресурсов?

— Думаю, что странам, не являющимся развитыми демократиями, придется вести политику, направленную на «закручивание гаек» внутри страны. Властям в таких странах будет сложнее поддерживать свое население, у них появятся проблемы, которые они раньше не решали. Например, несколько лет назад новый король Саудовской Аравии для успокоения населения после прихода к власти раздал каждому гражданину по 500 долларов. А как он это сделает сейчас? А что делать России, Казахстану, где привыкли в последнее десятилетие жить хорошо? Второй сценарий, менее вероятный — в части этих стран (особенно арабских) может возникнуть быстрое развертывание недовольства населения, с последующим возникновением нестабильности в отдельных странах и даже регионах.  

Читайте также по теме