О. Устенко: «Украине крайне необходимо либеральное налоговое законодательство»

Международный валютный фонд, ключевой кредитор Украины, рекомендует властям рассмотреть возможность введения в рамках налоговой реформы прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан вместо ныне действующей плоской шкалы. Об этом говорится в отчете Фонда, опубликованном на сайте организации. Кроме этого, Международный валютный фонд считает необходимым ужесточить режим упрощенного налогообложения, пересмотреть критерии для субъектов предпринимательства, имеющих право на упрощенную систему налогообложения, а также исключить из перечня "упрощенцев" плательщиков налога на добавленную стоимость и юридических лиц. О том, почему МВФ предлагает Украине такие налоговые новации, корреспондент ГолосUA узнавала у исполнительного директора Международного фонда блейзера в Украине Олега Устенко.

— Олег, чем вызвано появление таких предложений со стороны МВФ?

— Во-первых, доклад МВФ был подготовлен еще осенью (2015 года — ред.). Это период, когда в Украине шли достаточно активные споры по поводу того, будет ли проведена налоговая реформа и какой она станет. В тот момент не был принят бюджет. Поэтому, новые предложения МВФ можно рассматривать, как продолжение того доклада Фонда.

МВФ действует, как обычный бухгалтер: для него то, что часть стран-должников находится в системе дефицита государственных финансов, является определенной проблемой. По результатам минувшего года, дефицит госфинансов у нас был на уровне порядка 8% ВВП. Это — достаточно много, но все же лучше, чем в 2014 году, когда он достигал 12% ВВП.

— Это и стало главной причиной беспокойства Фонда?

— Одновременно с этим МВФ переживал, что Украина может провести либеральную налоговую реформу, означающее резкое сокращение, в краткосрочном временном периоде, поступлений в государственный бюджет. В Фонде также волновались, что украинская сторона, фактически, играла «на одной шахматной доске», двигая фигуры только на этой «доске». Была еще и вторая «доска», на которой нужно было вести партию — отвечая на вопрос, где найти так называемое «бриджевое» мостовое финансирование, чтобы погасить временное проседание доходной части государственного бюджета.

Поэтому в МВФ обращают внимание, что изменение единого социального налога может означать недопоступление средств в бюджет. Они говорят, что, возможно, необходима отмена льгот для «урощенцев», чтобы обеспечить доходную часть бюджета.

— Оправдан ли такой подход?

— Вот как бы я подошел к анализу этого: что сделано, то сделано. Во-первых, доклад уже старый. Во-вторых, бюджет был принят и некоторые изменения в Налоговый кодекс изменения уже были внесены.

— Но налоговая реформа все равно впереди…

— Считаю, что исходить надо из того, что уже сделано. Второй месседж состоит в том, что Украина находится в глобальном контексте. А он таков: в Украине — крайне некачественный инвестиционный климат, деньги сюда не приходят и никогда не придут, если не изменится качество инвестклимата, не будет проведена либеральная налоговая реформа.

А сейчас, фактически, мы находимся в ситуации, когда страна с плохим инвестклиматом (по этому докладу) имеет большее налоговое давление, чем развитые страны Западной Европы. Ситуация абсолютно патовая. Плюс — в стране колоссальный уровень «тени».

— Как власть должна действовать в таких условиях?

— Думаю, что логика должна быть следующей: Верховная Рада на базе продукта, который был создан ранее профильным Комитетом, начинает рассматривать реальное либеральное налоговое законодательство. Его введение даст возможность Украине стать конкурентоспособной по параметру «налоговое давление», в сравнении с другими странами Центральной и Восточной Европы. Но в краткосрочной перспективе (6-9 месяцев) все равно прсутствуют риски с проседанием доходной части госбюджета, МВФ в данном случае прав. Однако потом доходы увеличатся, по сравнению с уровнем, от которого мы оттолкнемся в момент старта реформы. И для того, чтобы подстраховаться, нужна «партия на второй шахматной доске», о которой я ранее говорил — поиск денег для «бриджевого» кредитования.

Но рассчитывать, что налоговая реформа все изменит, тоже неправильно. Это — лишь один из элементов общего «пирога», который должно «испечь» украинское правительство. Частью этого «пирога», даже более существенной, по сравнению с налоговыми изменениями, должно стать снижение административных барьеров для ведения бизнеса, борьба с коррупцией, проведение судебной реформы и реформирование системы государственного управления, административной реформы. Вот в такой логике это будет работать, тогда мы сможем рассчитывать на активную детенизацию экономики.

Читайте также по теме