О. Устенко: «В случае избрания Зеленского Президентом должны пересмотреть параметры программы сотрудничества с МВФ»

После первого тура выборов украинцы в растерянности: что будет дальше с Украиной? Куда мы движемся, и как повлияют выборы на экономику? ГолосUA расспросил об этом  экономиста, исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко. />

—  Олег, как президентские и парламентские выборы скажутся на украинской экономике в 2019 году?

Не вижу серьезных проблем для украинской экономики. Однако проблемы могут прийти извне. В частности, из-за замедления темпов мирового экономического роста. О чем предупреждает  Международный валютный фонд. Если это произойдет, то возможно снижение цен по сырьевой группе товаров, что крайне негативно скажется на Украине. И это никаким образом не связано с президентскими выборами. 

В отношении выборов у меня оптимистические прогнозы. В случае победы  Владимира Зеленского, не думаю,  что ситуация в экономике ухудшиться. Наоборот, будут формироваться позитивные ожидания на фоне того, что Зеленский ассоциируется с новой волной и позитивными течениями, что может благоприятно сказаться на дополнительных притоках инвестиций в страну. Подобного рода приток валюты может стимулировать дополнительный экономический рост и повышение финансовой устойчивости в стране. Если действительно будут внедрены декларируемые реформы по борьбе с коррупцией, то в средней и долгосрочной перспективе при таком раскладе возможна смена модели нашего экономического роста. Мы можем уйти из модели роста ориентированной на сырьевую и экспортную экономику к инновационно-инвестиционной модели.

Единственные серьезные риски вижу, если не произойдет цивилизованная передача власти. Это опасно, так как в этом случае новоизбранный Президент столкнется с проблемами, когда он не сможет контролировать ситуацию в стране, потому что ему будут мешать.   

Если у власти останется Президент Порошенко, то ситуация тогда более, чем прогнозируемая — такая же, как и была до этого. То есть стабильность на фоне низких темпов экономического роста. Но судя по результатам голосования в первом туре, граждане Украины хотят не этого.

— Будет ли расти экономика в текущем году?

— В текущем году экономический рост будет крайне низким. Максимальный уровень, который мы покажем – до 3%, что записано в госбюджете на 2019 год. По факту мы можем получить более низкий рост. Например, около 2%. Это означает, что мы продолжаем накапливать наше отставание от основного эшелона мировой экономики, что более, чем обидно. Мировая экономика движется куда более с большей скоростью, чем украинская. Ее средний рост в текущем году близок к 4%.  Мы просто отстаем и это реальная катастрофа!

Если ничего не изменится, то в стране продолжатся миграционные процессы, что приведет к депопуляции нашего государства. То есть Украина будет, а населения не будет. Останутся пенсионеры  и граждане, которые по каким-то причинам не смогли выехать. Это страшно и нужно сделать все возможное, чтобы активизировать рост экономики. Поэтому, судя по выборам, у многих есть надежды и ожидания по поводу смены власти.

Украина реально может стать восточно-европейским тигром и показать экономический рост около 10%. Для того чтобы это произошло, нужны основания. Единственным основанием для этого может стать улучшения бизнес-климата и борьба с бедностью. Власть показала, что в силу целого ряда причин она не смогла увеличить темпы экономического роста. Сейчас появилась надежда, что экономический рост может быть значительным за счет изменения условий бизнеса  в стране. Например, за счет снижения коррупции, обеспечения прав собственности за счет проведения реальной судебной реформы.

— Может ли экономический рост поспособствовать укреплению  нацвалюты? Например, до 25 гривен за доллар?

— Для того чтобы нацвалюта начала резко укрепляться и дошла до уровня 25 гривен за доллар, нужны серьезные инвестиционные притоки. Как минимум на уровне 2013 года, то есть около 4 миллиардов долларов. В 2019 году инвестиционные ожидания находятся на уровне 1,5 миллиардов долларов.  Если мы сможем вернуться на уровень 2013 года, тогда курс доллара будет находиться в пределах 25 гривен. Если до конца 2019 года будут реальные подвижки по улучшению бизнес-климата,  то мы вполне можем увидеть курс и 25 гривен. Но еще раз – для этого нужны быстрые подвижки. В свое время некоторые латино-американские страны, в частности, Чили, Бразилия, показывали подобно рода улучшения ситуации по укреплению местной валюты.

— Будет ли новая власть продолжать сотрудничество с МВФ?

— Да, так как у нее нет выбора. Думаю, что новая власть пересмотрит параметры сотрудничества с Международным валютным фондом. На данный момент программа сотрудничества с МВФ находится на паузе. Не верю, что программа в том формате, котором она есть, может быть отнесена к категории успешной. Она как минимум не выполняется в полном объеме. Не верю, что в мае Украина получит очередной транш от фонда. В случае смены власти и избрания Зеленского Президентом, будет пересмотр параметров и условий программы МВФ.

— Каким будет курс доллара до конца 2019 года?

На уровне 30 гривен, как это и записано в госбюджете. Вряд ли новой командой будет нарушена независимость Нацбанка. Также высока вероятность того, что до формирования новой коалиции в парламенте, премьером  будет оставаться Владимир Гройсман, который вряд ли будет заинтересован в обрушение курса доллара и может стать реальным партнером для нового Президента.

— А что по поводу паники о том, что с уходом Порошенко курс взлетит «до небес»?

— То, что сейчас в обществе нагнетают панику, о том, что если уйдет Порошенко, курс будет по 50 гривен, это не правда и провокация. Для таких скачков нужны объективные макроэкономические фундаментальные причины, которых сейчас нет. Только не надо всех пугать, тем более Зеленский не подходит на роль пугала. Его амплуа гораздо более жизнеутверждающее.

Читайте также по теме