Накануне Всемирного дня театра, 27 марта, украинские критики определили фаворита в рамках новой театральной премии «Зеркало сцены». Победителем стал молодой режиссер Иван Урывский, постановщик спектакля «Украденное счастье» в Театре «Золотые Ворота». О перспективных украинских режиссерах и проблемах, с которыми сталкивается украинский театр, корреспонденту ГолосUA рассказал один из экспертов премии, театральный критик Олег Вергелис.
— Олег, сколько существует театральных премий в Украине — много или мало?
— Дело не в количестве премий. Таковых может быть десять или сто. Дело только в их качестве, авторитетности, честности, влиятельности и прозрачности. Люди театра вам подтвердят, что некоторые так называемые «премии» уже давно «сдулись», погрузились в глубочайший кризис — ввиду келейности, неадекватности, а то и коррупционности. Поэтому, безусловно, нужно инициировать даже не альтернативные премиальные проекты, а просто пытаться поддерживать и обозначать текущий сценический процесс в Украине, выделяя и утверждая его новых лидеров, интересных игроков. В частности, такая задача у «Зеркала сцены». Это не пафосная затея. Это, скорее, общие усилия театральных критиков и журналистов – обновлять и свой восторг, и восторг зрителей.
— Лауреат 2017 года – спектакль «Украденное счастье». Возможно, это дань 160-летию со дня рождения Ивана Франко, юбилей которого отмечали в 2016-ом?
— Не думаю, что режиссер Ваня Урывский как-то подстраивался под юбилей гениального писателя и стремился поставить «датский» спектакль. Этот молодой постановщик – абсолютный антиконъюнктурщик. Ему 27 лет, он родился в Кривом Роге, с детства одержим театром. Боготворит Туминаса. В «Карпенко» его в свое время не приняли, видимо, потому что сильно бедный. И он пошел в университет культуры, туда приняли. И, слава Богу. Получили одаренного, честного, скромного режиссера. Я не все его спектакли принял. Например, постановку пьесы А.Вампилова «Утиная охота» в Одессе считаю спорной и неубедительной. Но вот некоторые его киевские истории на малых площадях – очень интересны: по А. Куприну, И. Франко. На мой взгляд, этот режиссер — эдакий заложник «инспирации», образно говоря, он заложник своего дара и вдохновения, ему трудно навязать проект «по заказу». Я совершенно не представляю, как бы он поставил пошлую антрепризу с участием наших попсовых артистов. Он бы сразу ушел куда-то в горы, на Говерлу, чтобы не видеть ни этих артистов, ни этих заказчиков. Приятно, что его «Украденное счастье» поддержало семь из девяти экспертов нашей премии.
— Можно ли говорить о новом поколении украинской режиссуры?
— Можно говорить все что угодно. Но поколение формируют не пресс-релизы и не фейсбучные посты. Это поколение формирует – время. Такое поколение должно предъявлять художественную результативность, а не «вопли-сопли» в соцсетях. К счастью, действительно появляются интересные режиссеры. Не все из них способны «взять кассу», то есть, поставить громкий, успешный репертуарный спектакль. Некоторые работают в основном на камерных площадках. В столице они группируются вокруг «Молодого театра», вокруг «Золотых ворот», вокруг театра «ДАХ». Приветствует молодую режиссуру и независимый «Дикий театр». Это полезные симптомы оздоровления нашей сценической жизни.
— Кто, на ваш взгляд, представляет когорту талантливых молодых режиссеров?
— На мой взгляд, давно выбился в люди, выпрыгнув из штанишек молодой режиссуры, Станислав Игоревич Жирков. Ему всего-то за 30, но его активность и термоядерность стала притчей во языцех. Пожилые режиссеры пугают им на ночь детей, и это очень хорошо. После шумного успеха «Сталкеров» на сцене «Молодого театра», не сомневаюсь, наша добрая театральная тусовка потирала руки, ожидая, что он плюхнется «в лужу», когда он приступил к постановке сложной пьесы Трейси Леттса «Август: графство Оссейдж». Тем больше моя радость, что он из этой переделки вышел чемпионом. Его новый спектакль — современный, европейский (в хорошем смысле), беспощадный к пьесе и ее персонажам. Злой, острый, концептуальный, бесцеремонный театр. И такой театр нам тоже нужен.
Мое неожиданное открытие прошлого года – режиссер Игорь Белиц, ему тоже за 30. И он поставил во Львове чудесный спектакль «Человек в подвешенном состоянии». Я шел на этот просмотр, как на каторгу: думал, сейчас начнут медитировать и поучать. Оказалось, все наоборот: живой, умный, подвижный, современный сценический сюжет, рассказанный режиссером с большой болью и любовью к театру как к таковому.
— О каких открытиях вы еще могли бы рассказать?
— Еще одно имя – 26-летний Давид Петросян, которого в шутку называю «гуру». Потому что он все на свете знает и обо всем умно размышляет. Очень хорошо, что его «приютил» Влад Троицкий в театре «ДАХ». И там сегодня идет спектакль «Буна» — всем рекомендую. Рекомендую также спектакли красавицы и умницы Влады Белозоренко. Это девушка своей мечты: ибо она не только мечтает, а осуществляет самые дерзкие замыслы. Надо посмотреть «Це все вона» в «Молодом»: хороший актерский дуэт и важная тема драмы разъединенности поколений.
Хочу назвать еще одно имя – Дима Весельский. Скромный парень, большой молодец. Ему всего-то 25, а он уже стал руководителем «Малого театра» в столице. В «Молодом» он недавно поставил щемящий спектакль о семейных драмах – «Уступи место». Зал рыдает! И это тоже награда для режиссера.
— На ваш взгляд, какова роль вуза в раскрытии режиссерского таланта?
— Когда-то Богдан Ступка пошутил на тему лицедейства: «Актером, как и дураком, нужно родиться». Почти то же самое, перефразировав гения, могу сказать и о молодых постановщиках: режиссером, как и дураком, нужно родиться. И здесь не всегда поможет вуз, известный педагог, пять лет образовательных мытарств над этюдами. В конце концов, такие светочи современной режиссерской мысли, как Уилсон, Марталер, Кантор, Лекомте, Серебренников вообще страшно далеки от нашего традиционного представления о «театральном образовании». Они родились режиссерами. Они – каждый на свой лад – создают свои сценические миры на разных сценах мира. Диктат той или иной «школы» им явно пошел бы во вред, потому что каждый из них (и других, талантливых) рождает только «свой театр», ни на что иное не похожий.
— Каковы правила отбора в театральные вузы сегодня?
— Признаю, что иллюзии о нашем теперешнем «театральном образовании» во многом иллюзиями и являются. Да, к счастью, остались хорошие педагоги, прекрасные мастера – Митницкий, Богомазов, Билоус, некоторые другие. Но при этом, учтите, сегодня практически в каждом областном центре есть свои театральные «вузы» — с дипломами и другими корочками. К тому же теперешняя гонка за наживой, то есть, за студентами-платниками, практически размывает честные критерии отбора. Что это за отборы, если в одном столичном вузе «на актеров» набирают около сотни человек? Куда они их всех готовят? Тут уже никаких сериалов не хватит на эту ораву. При этом подавляющее большинство молодых людей, естественно, платит бешеные деньги за так называемое образование. Сотни не всегда талантливых «актеров» (режиссеров) получают впоследствии дипломы, претендуют на право «творить». И когда слышу разговоры о театральной реформе, то ее нужно начинать не с контрактов, а с фильтров. С честной системы прохода – в творческие вузы. Чтобы туда принимали Ваню Урывского, а не наглую бездарь, которая платит деньги и требует «искусства».
— Какие еще спектакли, помимо «Украденного счастья», рассматривались в качестве претендентов на премию критиков «Зеркало сцены» по итогам прошлого года?
— Коллеги называли разные постановки. В общей сложности, добрый десяток. В пятерку лучших, по мнению коллег, вошли «Це все вона» в «Молодом», «Поступися місцем» — там же. Уже упомянутая «Буна» в театре «ДАХ». А также детский спектакль в «Золотых Воротах» — «Чудернацькі забавки на даху». Это разные постановки. Но отличает их, вспоминая Леся Курбаса, «приборкана емоція». Режиссеры и актеры здесь полагаются не только на свою интуицию, но уже и предъявляют способности эмоционального манипулирования – актером, материалом, залом. Во всяком случае, ни одна постановка не оставляет зрителя равнодушным.