Закрывает свой занавес уходящий, 2017-ый, театральный год. О некоторых трендах и тенденциях этого года в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал известный театральный критик Олег Вергелис.
— Олег, 2017-ый — уже второй год, когда наши театры оказались в системе «реформы». По-новому избирают руководителей, актеров переводят на контракты. Насколько удачным оказался подобный эксперимент?
— Это уже не эксперимент, а реальность и действительность. Улучшилась ли жизнь театров после внедрения контрактов и конкурсов? Нет. Пока ничто и никак не улучшилось. И ничего подобного пока не предполагается. Это процесс длительный, для многих очень болезненный, порою — скандальный.
— Почему скандальный?
— Поскольку сама процедура конкурсов и конкурсные комиссии – все это далеко от идеала и адекватности. И в существующий закон уже готовят изменения. Скажем, в разных городах в состав конкурсных комиссий, которым предписано выбрать театральных руководителей, могут попасть уникальные фольклорные элементы. Представители едва ли не инопланетных общественных организаций. Поэтому много шума и недовольства было после конкурсов во Львове, Одессе, других городах. Скажем, многие далекие от театра люди вмиг решили, что согласно новым правилам игры, они могут управлять крупными творческими коллективами. И в руководство театрами рвутся – венерологи, аматоры из дворцов культуры, бизнесмены, бывшие чиновники. Никакой пользы театральному искусству от их рвения – нет. И по-прежнему острой остается проблема театрального лидера. Если его вовремя не рассмотришь и если ему не поможешь стать на ноги, тогда венерологи и иные «специалисты» будут руководить украинскими театрами.
— В уходящем году произошла революция в Киевском театре имени Ивана Франко. Оттуда ушел прежний худрук – Станислав Моисеев. А на должность главного режиссера пришел режиссер Дмитрий Богомазов. Что вы об этом скажете?
— Я очень болею за судьбу этого театра, с которым у меня многое связано. Это театр, который подарил мне незабываемое общение с Сергеем Данченко, Богданом Ступкой, другими мастерами. Поэтому, естественно, хочется, чтобы все в этом театре было хорошо. Чтобы творческими процессами здесь управляли люди талантливые и вменяемые. Мне трудно говорить о причинах ухода Станислава Моисеева. Могу лишь предположить, что ему, ориентированному на европейские формы, несколько опостылел устав репертуарного театра. И он ушел. И никаких громких заявлений по этому поводу не делал. И все же, надеюсь, что он найдет применение своим способностям и возможностям – именно в столице, здесь есть где ставить. А хорошие режиссеры на дороге не валяются. Дмитрий Богомазов пришел к франковцам, потому что его туда пригласили. И проголосовали за его кандидатуру внутри театра.
Богомазов – один из режиссеров-лидеров. Его очень любят критики и зрители. Ко всему он добрый и разумный человек, чувствующий душу театра и знающий его законы. Буквально недавно мы случайно оказались с ним в одном поезде – ехали из Львова в Киев – и несколько часов кряду говорили о театре, о пьесах, актерах. Меня подкупила в том разговоре его мудрость и тактичная сдержанность. Он хочет добра в театре Франко — абсолютно всем. Хотя это невозможно. Для всех добрым не будешь. Но он днями и ночами читает кипы каких-то пьес. Смотрит все текущие спектакли. Думает о будущих распределениях. Надеюсь, все у него в этом театре получится. А если, не дай Бог, возникнут проблемы или трудности, то заявляю со всей ответственностью, что я первый с шашкой наголо встану на его защиту. Таких режиссеров нужно защищать и оберегать – от невежд и алчных закулисных интриганов.
— В чем проблема театра Франко?
— В том, что там несметное количество народу. И только две сцены. И места всем не хватает. А когда не хватает места, когда нет ролей, тогда они кучкуются по углам и курилкам – сплетничают, интригуют, что-то ворожат на кофейной гуще. Поэтому, уверен, Национальному театру позарез необходима третья сценическая площадка. Она бы немного развела актеров по разные стороны, дала бы им больше работы. Три сцены есть в Театре Леси Украинки, в Молодом театре. И это качественно сказывается и на загрузке труппы, и на кассовых сборах.
— В этом году СМИ неожиданно вспомнили о Доме ветеранов сцены в Пуще-Водице. В чем причины тамошнего театрального скандала?
— Этот скандал постоянно провоцируют недобросовестные и нечестные люди, втягивают в него даже одну замечательную народную артистку Украины. Жизнь стариков в том доме действительно нелегкая. Но, как говорил Чехов: «Дело нужно делать, господа!» И вот такое дело прекрасно делает актриса Олеся Жураковская, максимально помогая ветеранам. Огромную работу проводит режиссер Богдан Струтинский, который возглавляет НСТДУ и постоянно держит эту ситуацию на контроле. Там есть проблема – в руководстве. И, надеюсь, эта проблема разрешится, а жизнь пожилых людей гармонизируется.
— Волна кадровых изменений в ряде столичных театров как-то повлияла на репертуарное качество в этих театрах?
— Назвать это полноценной «волной» мне трудно. Есть отдельные изменения, которые трезво поддерживает столичный Департамент культуры. В некоторые театры пришли молодые и довольно активные руководители. Они бойко заявляют о своих дерзких замыслах в социальных сетях, в интервью. Есть интересные сдвиги – в театрах «Актер», в Малом театре. Их возглавили Слава Жила и Дима Весельский.
Уже несколько лет законодателем театральной моды в столице является Театр «Золотые Ворота» и его худрук Стас Жирков, которых тоже, кстати, разумно и правильно поддерживает Департамент культуры. «Золотые ворота» — лидер фестивального движения. По количеству и по качеству представляемых проектов.
Очень активен в своей деятельности проект «Сцена 6» в пространстве Центра Довженко. Это частный проект. И, честно говоря, я вообще не представляю, откуда черпает энергию на свою вездесущесть Ярослава Кравченко, которая занимается и «Диким Театром», и другим.
Сегодня огромное влияние на наши театральные тенденции оказывают зарубежные культурные институции: британцы, немцы, французы. Британцы, например, находят большие деньги и модерируют серьезные конкурсные соревнования на лучшую постановку либо современной пьесы, либо шекспировского наследия. Вокруг подобных проектов всегда — толкучка, потому что там бюджеты, гранты.
Естественно, Украина пока не может себе подобное позволить, продвигая и свою культуру за рубежом. А британцы или немцы – могут. И предлагают нам формат эдакой активной культурной экспансии. Таков мир. Экспансию совершают сильнейшие.
— Если говорить о режиссерских или актерских открытиях года, какие они?
— Для меня подобные открытия не связаны с возрастом человека. Ему может быть и 60 лет, а он возьми да и откройся! Например, уже за 30 талантливому актеру Роме Ясиновскому, который не один год играл в театре «ДАХ» у Влада Троицкого, снимался в сериалах. А в этом году он сыграл в камерном спектакле «Золотых Ворот» «Тату, ти мене любив?» И, пожалуй, это одно из главных моих открытий.
Надеюсь, и дальше откроется, а не закроется молодой и подчеркнуто умный режиссер Давид Петросян, который в 2017-ом как-то так громко заявил о себе спектаклем «Буна» — на разных фестивалях и в столице. По существу это была его студенческая работа, которая переросла во взрослую осмысленную постановку. Сейчас Петросян приступил к постановке спектакля по мотивам романа Ольги Кобылянской «Земля» на сцене франковцев. Надеюсь, что этот путь он пройдет до конца – с достоинством и результатом.
Еще одно открытие уже известной личности – актриса и певица Наталья Половинка. В Ивано-Франковске она сыграла в спектакле «Вона – Земля» по В.Стефанику. И стала не просто действующим лицом, а сердцем постановки, ее макро- и микромиром, ее голосом и душой. Я рад, что судьба познакомила меня с этой удивительной женщиной. Так что много нам открытий чудных готовит просвещенья дух.
— На ваш взгляд, сильно ли влияет сегодня наша бурная политическая жизнь – на жизнь театральную?
— Она влияет в том плане, что от политической жизни хочется убежать куда подальше – в частности, в театр. Поэтому и заполнены практически все залы в столице. Ведь теперешняя наша политика уже давно переплюнула даже театр абсурда Ионеско и Беккета.
— Какие тенденции вас тревожат в сценических процессах?
— Если о тревожном – образно, то здесь, пожалуй, намечается очень бодрая активность некой новой серой волны в современном театре. Что я имею в виду? Ежегодно на рынок выбрасывают тысячи так называемых театральных специалистов, потому что наборы фантастические и в реальности они никому не нужны, кроме алчных ректоров. Так вот эти выброшенные на берег активно самоорганизуются, активно вытесняют редких талантливых людей. А ведь в театре нет ничего опаснее и пошлее, нежели активная серость. Уж лучше яркая бездарь, чем коварная серость. Могу привести много примеров побеждающей серости, но пока понаблюдаю за ней.
— Почему в этом году в списке претендентов на Шевченковскую премию не оказалось ни одного заметного спектакля и режиссера?
— Видимо, потому что боятся кого-либо и что-либо выдвигать. Ведь состав комитета в этом году очень серьезный и требовательный. И, видимо, некоторые не рискуют предложить свои проекты на рассмотрение.
— В уходящем году к нам снова не приехали заметные иностранные театральные гастролеры…
— Они и в будущем году не приедут. И позже не поторопятся. Украине сейчас не до театра. Ей скорее – до кино, на которое в 2018-ом выделят почти 1 миллиард, потому что имиджевый опиум. И до телевизора есть дело, потому что это зона электоральных интересов олигархов и политикума. А театр? Есть и есть, играют и играют. Лишь бы никого не трогали.
— Если составить условный рейтинг премьер 2017-го, которые непременно нужно посмотреть, то какие бы названия вошли в ваш чарт?
— Если субъективно, то в Национальной опере стоит посмотреть новый балет «За двумя зайцами»: интересная трактовка. В Театре имени Леси Украинки я бы порекомендовал камерный спектакль «Цена» по пьесе Артура Миллера. В Национальной оперетте — неожиданная, ироничная и по-хорошему хулиганская версия «Севильского цирюльника» Дж. Россини. В Театре на Подоле, который, к счастью, получил новое здание на Андреевском спуске, надо найти время на спектакль «Мать» по Карлу Чапеку: в старой пьесе много параллелей с нашей действительностью. В Театре имени Ивана Франко я пока не знаю, что рекомендовать, надо подождать. В Молодом театре – острая, современная, в европейском формате исполненная постановка «Август. Графство Оссейдж» Трейси Леттса. В Театре драмы и комедии на Левом берегу — «Жизнь впереди» по Эмилю Ажару и «12 ночь» по Вильяму Шекспиру. В Театре «Сузір’я» собираюсь на «Привидения» Генрика Ибсена. И в «Золотых Воротах», на мой взгляд, один из лучших спектаклей года – «Тату, ти мене любив?». Так что выбор есть, было бы время.