О. Вергелис: «Настоящий актер всегда должен оставаться «ребенком»

В канун Всемирного дня театра пришло время вспомнить великих  украинских актеров. Время безжалостно  забирает у нас лучших из лучших. Наши кумиры уходят,  но искусство великих мастеров сцены вечно и навсегда в памяти потомков. Корреспондент ГолосUA  побеседовал с известным театральным критиком Олегом Вергелисом о легендарных лицедеях отечественной сцены – о звездах первой величины (таких, как Богдан Ступка) и полузабытых именах украинских театральных гениев. О  великих актерах критик написал  свою новую книгу «Театр, где разбиваются сердца», которая состоит из 12 ретроочерков. Олег Вергеллис также рассказал нам о современных звездах украинского театра, которые достойны отдельных книг.

— Олег, есть ли сегодня читатель у книги, которая повествует об актерах, чьи имена  ничего не говорят нынешнему интернетному поколению, знающему только, кто такая  Ольга Бузова, но понятия не имеющего, кто такая Мария Заньковецкая или Наталия Ужвий?

— Мне кажется, что на каждый товар есть свой покупатель, а на каждую почву найдется свой трактор, который эту землю впоследствии и разрыхлит. Поэтому меня совершенно не интересует, сколько людей в Украине сегодня интересуются нашим старым театром – 1000, 500 или только 10 человек. Мне вообще-то все равно. Я этот текст и эти 12 ретроочерков о наших больших актерах, в первую очередь, делал – для «них», чтобы как-то продлить жизнь этих же актеров. Хотя бы на страницах с фотографиями. Чтобы те самые 500 или 10 читателей открыли для себя трагические изломы их судеб, их больших ролей.

И, конечно же, писал для себя. Но, естественно, уверен, что тема нашего театрального прошлого интересует гораздо больше людей, чем нам кажется. Во-первых, еще осталось поколение, которым 60, 70. Эти мужественные люди пока, как могут, сопротивляются и тарифам, и иным сюрпризам нынешних времен. Это же поколение может наизусть цитировать перлы таких больших актеров, как Микола Яковченко, Андрей Сова, Нонна Копержинская. О них я написал в своих очерках.

— Время неумолимо, заканчиваются старые эпохи, приходят новые герои, многое забывается…

— Естественно, время властно. Многое уходит, многое забывается. Но, если сидеть сложа руки и пялится только в телевизор на теперешние эфирные головы, то у нас вообще ничего не будет и ничего не останется. Будем пожирать желтую литературу, будем питаться фейками. А в украинской культуре, в том числе и в ХХ веке, есть прекрасные пласты и материки, состоящие из творчества гениальных актеров-подлинников.

Мне не очень хотелось утяжелять этот томик об артистах. Могло быть 600 страниц, могло быть 500. Но подобные объемы часто пугают читателя. Поэтому эта книга предполагает некую компактность и компромиссность. 12 очерков – о главном, об их жизни, их любви, их ролях.

— Как долго вы работали над этим изданием? 

— Наверное, есть люди, которые пишут свои талмуды в один присест к очередному форуму издателей. Наверное… Эта книжка формировалась лет десять. Некоторые тексты выходили в газетах и журналах, а впоследствии я их адаптировал под эдакий вневременной формат, дополняя новыми деталями и фактами. И потом у меня была книга под названием «Билет на вчерашний спектакль», три тиража которой разлетелись мгновенно. Чему я бесконечно рад. Поэтому нынешнее издание, повторюсь, реализовало мое желание продолжить жизнь наших замечательных артистов – и под новой обложкой, и с некоторыми нюансами новой концепции.

— В чем особенность такой концепции?

— В том, что я пытаюсь начать робкий разговор о феномене украинского актера. Подчеркну – только пытаюсь. Поскольку эта тема очень серьезна и объемна. В этой попытке – мое желание напомнить, что феномен украинского актерства предполагает сложные исторические обстоятельства, поскольку украинский лицедей существовал как бы в измерениях двух империй – российской и австро-венгерской. Дальнейшее слияние «двух лун» предполагало удивительные результаты. Таким выдающимся художественным результатом был Амвросий Бучма, который многое впитал от Леся Курбаса, гениального режиссера, принесшего в украинский театр европейский опыт. И тот же Бучма был прекрасен в формате нашего традиционного театра, театра бытового, этнографического. Это то, что исповедовал Гнат Юра в театре имени Ивана Франко.

Уникальный феномен в этом плане и Богдан Ступка. Как представитель Западной Украины, он сумел сконцентрировать в себе, в своем художественном мире лица, судьбы и энергии разных ветвей нашего прекрасного украинского древа. В этом его сила и гений, это всегда проявлялось в его лучших ролях – в «Украденном счастье», «Короле Лире», «Каменном властелине».

— Как известно, классик как-то назвал лицедеев – «сукины дети». Это было давно, в былые эпохи. Соответствует ли это определение дню теперешнему?

— У классиков есть свое право говорить об актерах все, что они думали – в свои эпохи. На то они и классики. Для меня актеры – это Божьи дети. Во мне не истреблена еще какая-то детская восторженность, когда талантливых любимых актеров хочется защищать от какой-либо несправедливости, от их пустых сезонов и невостребованности. За любимых актеров я перегрызу горло.  Они могут быть вредными, неблагодарными, капризными, непостижимыми, фантастическими. Но если актер не «ребенок», то он должен идти работать в лес – дровосеком или на шахту – шахтером.

— Вы пишите о гениальных актерах ХХ века. А есть в нашем новом веке личности, которые достойны отдельных книг?

— Отчасти этот вопрос риторический. Конечно, есть. И, конечно, они будут и в будущем, если наш теперешний раздерганный мир не взорвут безумцы, однажды нажав невпопад на ядерные кнопки. Из актеров нашего времени достойны больших и прекрасных произведений – Анатолий Хостикоев,  Наталья Сумская, Петр Панчук, Ирма Витовская, Стас Боклан, Тамара Яценко, Алексей Вертинский… Подоспело и новое поколение. Уже третий год я занимаюсь скромной, но, по-моему, очень важной театральной премией «Зеркало сцены». И вот в этом году мы решили с коллегами-журналистами определить лучшие актерские работы прошлого года – среди молодежи. Обнаружилась просто россыпь таких хороших работ. И даже сложно определить победителя, хотя он есть, он явный. Поэтому не должно быть тоски или нервной ностальгии: будущее у украинского актерского театра – есть. И, между прочим, украинский театр как раз и выделялся в разных мировых художественных контекстах как театр актера-повелителя, который, по мнению Осипа Мандельштама, ненавидит режиссерскую клетку, режиссерскую дрессировку, а в жилах такого актера бурлит солнечная мольеровская кровь. Красиво-то как сказано.

— В 12 ретросюжетах, вошедших в книгу, какие истории для вас самые личные и самые трепетные?

— Естественно, эти истории связаны с теми, кого я еще застал и кого любил и люблю. Это гениальная украинская актриса Нонна Копержинская, которую я ожидал на служебном входе театра еще ребенком, восторженным дурачком. Но эта актриса была настолько магнетической, что даже в эпизодах затмевала всех классиков соцреализма. Для меня она была украинской Раневской. С нею связано немало моих добрых впечатлений, посчастливилось пообщаться с нею. Но я ем себя поедом, что в конце 90-х не хватило ума максимально зафиксировать ее воспоминания на какую-нибудь кассету МК-60. А у нее была настолько насыщенная жизнь! Что о ней знают? Знают «Королеву бензоколонки» и «За двумя зайцами», где она играет сварливых теток.  Она прошла такие круги ада в период оккупации, в период своих донецких мытарств…

И, естественно, дорогой и любимый мною человек – Богдан Ступка, о котором нельзя не писать, поскольку он — потрясающая актерская страница конца ХХ века. Знаем в основном его киевский период. А в 70-е на львовской сцене он гениально играл Ричарда, Дон Жуана.

— Как вы  считаете, о ком из героев вашей книги можно было бы снять интересный художественный фильм или сериал?

— Если я вам отвечу «о каждом», то это будет лукавство. Ведь были актеры, чьи судьбы внешне казались тихими, спокойными, безо всяких катаклизмов и скандалов. Но, безусловно, потрясающий материал для возможного фильма – судьба Марии Заньковецкой. Я не буду детализировать разные повороты этой судьбы, но уже один ее роман с Садовским, который перевернул ее личную жизнь и весь наш театр, это тема чрезвычайно интересная, и я сам для себя многое в ней еще не раскрыл, не осознал.

Потрясающий сюжет для байопика – жизнь нашего великого комика Миколы Яковченко, которого все теперь обожают в скверике возле театра Франко – в виде  очаровательной скульптуры, к которой постоянно липнут дети и приезжие. Он, как известно, не был ни красавцем, ни Дон-Жуаном, но его спутницей жизни стала одна из самых красивых актрис своего времени, которую он потерял в 1946 году. И эта потеря стала началом и его хмельной эпопеи, и целой серией семейных трагедий. При этом все его запомнили улыбающимся, юморным.

Интересна и насыщенная жизнь у Андрея Совы, воплощавщего на сцене «театр одного актера», потому что он читал короткие рассказы, юморески. Но это был именно театр, а не эстрада. Он фантастически перевоплощался. Он сам одессит, был моряком. Да кем он только не был. Потом – актерство, успех «Королевы бензоколонки», поздняя слава. А на закате лет – страшная драма: отказали ноги, и он был практически прикован. При этом не падал духом, втихаря записывал на магнитофон рассказы Шолом-Алейхема и Чехова.

Я дружу с его замечательной дочерью, актрисой Валентиной Совой. И вот как раз Валя, в отличие от некоторых иных потомков наших знаменитостей, максимально предана памяти своего отца, она пытается поддерживать эту память, Недавно установили мемориальную доску на доме, где раньше жил Сова.

— Какие актерские работы прошлого года вы бы посоветовали нашим зрителям не пропустить? «На кого» идти?

— Таких работ немало. Недавно меня совершенно поразила Лариса Кадочникова, которая сыграла в Театре имени Леси Украинки Сару Бернар – сыграла без страховки. На высоких каблуках, на максимальном пределе эмоций, а текста очень много, это фактический моно-спектакль, хотя на сцене два замечательных актера. Меня потрясло, что она не оглядывается в прошлое, не использует запасы своих былых заслуг, а бесстрашно на малой сцене встречается лицом к лицу со зрителем. И эту битву совершенно блистательно выигрывает. Прекрасная работа у Льва Сомова в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра – он играет мадам Розу в спектакле Дмитрия Богомазова «Жизнь впереди».

Я с большой симпатией отношусь к тому, что делает на сцене франковцев Таня Михина – в спектаклях «Разбитый кувшин», «Путешествие Алисы в Швейцарию». Поразил в этом же театре Александр Форманчук – в спектакле «Земля» он сыграл Михайла так, как этот образ до него не трактовал никто.

-О каких потенциальных звездах вы могли бы рассказать?

-С интересом слежу за ступенями творческой карьеры молодой актрисы Молодого театра – Насти Блажчук. По-моему, это потенциальная звезда. Ей не так много лет, но за прошлый год она уже сформировала целый контингент «своего» зрителя. По причине  некоторых внутритеатральных обстоятельств она неожиданно попала в спектакль «Нагадай собі згадати» (на роль 90-летней бабки), а в распределении значилась другая замечательная актриса, и она уже даже начала работу над ролью, но… И я представить не мог, как девочка будет играть бабушку, однако талант и энергетика сделали свое дело. И сегодня на этом спектакле с Блажчук – аншлаги.

Максимально и ярко раскрывает украинских актеров в спектаклях разных театров режиссер Стас Жирков — Анатолия Ярему, Романа Ясиновского, Вячеслава Довженко. Могу долго и подробно рассказывать о наших замечательных актерах. Впрочем, чего о них говорить – надо идти и смотреть.

 

Читайте также по теме