15 июля закрывает свой сезон Киевский Национальный театр имени им. И. Франко. Пожалуй, это важный знак о том, что театральный сезон и в столице, и в Украине можно официально считать закрытым. О некоторых событиях, тенденциях и скандалах ушедшего театрального сезона в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал театральный критик Олег Вергелис.
— Олег, франковцы завершили сезон популярными «Тремя товарищами» Ремарка. Какие еще знаковые события происходили в главном драматическом театре страны в сезоне минувшем?
— Во-первых, «Три товарища» — спектакль даже не прошлого, а позапрошлого сезона. И он действительно собирает аншлаги, потому что это Ремарк, больная военная тема, хорошие актерские работы, чуткая, «романная», повествовательная режиссура Юрия Одинокого.
Во-вторых, если говорить только о новых спектаклях, то франковцы в ушедшем сезоне, пожалуй, все-таки вырвались в число главных театральных спикеров. Они давали множество информационных поводов. Начнем с того, что в театре утвердилась четкая руководящая конфигурация – худрук-директор Михаил Захаревич и главный режиссер – Дмитрий Богомазов. Этот тандем как-то сумел договориться, они ушли от конфликтности, театр, к счастью, не лихорадит. Ну и опять-таки, к счастью, появляются интересные спектакли.
-О каких спектаклях идет речь?
— Например, свою авторскую линию в этом театре уже заметно выстраивает молодой режиссер Давид Петросян: спектакли «Земля» и «Война». Это новое дыхание в репертуаре, новый уровень осмысления современных классических текстов. Вокруг «Войны» много споров. Кто-то принимает, а кто-то не принимает эту эстетику и поэтику, способ актерского существования. Я же считаю эту постановку – талантливой (хотя она и «не моя»), ну а то, что есть споры именно о художественных достоинствах – хорошо. Гораздо хуже, когда вообще не замечают или высокомерно игнорируют, или грубо отзываются в соцсетях.
Для многих совершенной неожиданностью стал зрительский успех «Идиота» Ф. Достоевского в постановке Ю.Одинокого. Спектакль этот идет около четырех часов. Но и это не такая уж невидаль. У Г.Товстоногова в 1958-м, а это 60 лет назад, «Идиот» шел пять часов – и никто в зале не умер.
У меня поначалу было недоверие к этой премьере, потому что для меня «Идиот» — в первую очередь — стопроцентное попадание в князя Мышкина. То есть, в актера, который точно и объемно почувствует князя и через этот образ проведет ту или иную философскую идею.
-Кто играет князя Мышкина в этом спектакле?
-Играет Мышкина актер Александр Печерица, и играет очень ответственно. Видно, что эта роль овладела им, буквально «влезла» в него. Его Мышкин не может быть похож на великих предшественников, но он такой, каков он и есть — здесь и сейчас — мужчина-ребенок, солнечное существо посреди петербургской тьмы. В таком новом Мышкине есть что-то от брошенного доброго домашнего животного (если искать образные аналогии). Он сирота. Он хочет найти брата или хозяина, хочет быть кому-нибудь нужным. Только в этом мире вообще никто никому не нужен. Так что я поздравляю артиста с таким вот «подвигом Геракла». Правда, самого Мышкина в этом спектакле мне было очень-очень мало. Его вроде недоставало. Некоторые важные тексты персонажа, увы, так и не вошли в спектакль.
— В последнее время в Украине настоящий фестивальный бум, огромное количество театральных форумов, причем многие из них щедро финансируются из госбюджета. В этом плане, может быть, все же лучше исповедовать старый принцип «лучше меньше да лучше»?
— Конечно, не все театральные фестивали реально отследить и посетить. И ни у кого нет такой цели. Некоторые фестивали финансируются из местных бюджетов, некоторым помогают меценаты, некоторые, вы правы, идут отдельной строкой в госбюджете.
Говоря о лучших фестивалях, я, например, сожалею о том, что мало-помалу уходит с театральной карты Киева Гогольfest: сегодня этот проект ищет и находит другие города.
-О каких фестивалях еще можно говорить?
-На мой взгляд, очень интересным и насыщенным был театральный блок фестиваля «Карпатський простір» в мае в Ивано-Франковске: удалось собрать театры из Польши, Венгрии, Беларуси, других стран, были интересные дискуссии с европейскими театральными специалистами, мастер-классы для молодых актеров и режиссеров.
Крупнейший фестиваль «Мельпомена Таврии» отметил юбилей, это мега-фест. Пожалуй, рекордсмен по количеству гостей-участников – этот проект давно занял прочное место на театральной карте страны.
И, конечно же, я грущу в связи с июньским фестивалем Porto Franko, который представил интересный театральный контент, но глупый скандал в связи с выступлением группы «Хаммерман знищує віруси» вроде бы специально задвинул на задворки общественного внимания — и Някрешюса, и Коршуноваса, а на первом плане оказался какой-то дырявый носок и полуобнаженные мужчины среднего возраста, которые, кстати, не очень-то и хорошо поют…
— Как считаете, допустимы ли подобные формы новой «цензуры», когда чиновники Ивано-Франковска инициируют криминальные разбирательства в отношении участников и организаторов фестиваля, а также всерьез призывают священников «освятить» место выступления, с их точки зрения, «скверных» артистов. Неужели это именно «та» культурная Европа, к которой мы стремимся?
— На мой взгляд, это все очень глупо и недальновидно. Всегда же есть какие-то внутренние споры, даже разбирательства, может быть задействована в игре и политическая карта. Все может быть. Но после подобных медийных вбросов, к сожалению, страдает имиджевая репутация замечательного города.
В конце концов, не всем те или иные артисты обязаны нравиться. Не все мировые исполнители сегодня выходят на сцену «прилично одетыми» — такой уж этот мир, все давно изменилось, все перевернулось, порою с ног на голову.
Но даже если есть какие-либо моменты несогласия в отношении контента фестиваля, то это предмет разговора – только за круглым столом, в формате дискуссии.
Да, пусть будут даже пожелания – «эти исполнители не вписываются в нашу концепцию». И такое может быть. И так часто бывает. Но доходить до абсурда – до полиции, до «разоблачительных» телеэфиров с участием некоторых партийных спикеров – это реанимированный «совок».
— Почему отдельные фестивали финансируются из госбюджета, а иным и копейки не дают? В СМИ возникают голоса возмущения в связи с тем, что, например, малоизвестный театральный фестиваль «Кропивницький» удостоился отдельной строки в бюджете – это, на минутку, 7 млн грн из карманов налогоплательщиков. Чем Кропивницкий лучше других городов?
— Это сложный вопрос. Это даже вопрос, скорее, политический, а не только внутритеатральный. Деньги на первый фестиваль «Кропивницкий» выделялись, как я понимаю, в том числе и под предлогом ребрендинга – обновления культурного имиджа бывшего Кировограда, популяризации его нового культурного облика. Год назад была довольно насыщенная программа. Не скрываю, даже я на первых порах принимал участие в креативном формировании театрального контента. И, судя по откликам в СМИ, это получилось очень успешно – лучшие спектакли лучших режиссеров Украины, яркая карта новой сценической жизни страны, причем на родине театральных корифеев, ведь эти места связаны с Тобилевичами, Заньковецкой, другими гениями.
Что происходит сегодня вокруг этого фестиваля, я понятия не имею. По некоторым сведениям, там происходит корректировка формата – как можно меньше театра (он будет представлен чаще всего в камерных формах), как можно больше площадных концертных акций. Что тоже объяснимо: страна живет не театром, а другим «театром» – предстоящими выборами.
Тем не менее, новый слоган — «Герої серед нас» — хороший.
— Наши источники в Кабмине говорят, что сегодня многие театры в регионах максимально активизировали усилия, чтобы накануне президентских выборов экстренно получить статусы «Национальных». В частности, театры в Днепропетровске, других городах. Как вы относитесь к такой театральной мании, напоминающей спортивные соревнования?
— Я к этому отношусь философски. Потому что статус «Национальный» заметно влияет на зарплаты актеров и других работников. Они заметно вырастут.
С другой стороны, к этим спортивным соревнованиями за статус «Национальный» я отношусь критически. Потому что открывается некий ящик Пандоры, когда уже важны не художественные критерии и не здравый смысл, а только давление на местную власть, чтобы заполучить «Национальный» статус.
Меньше чем другие театры я, например, знаю репертуар украинского театра в Днепропетровске – и не имею права делать выводы. Возможно, там сплошные шедевры? Правда, если бы там были шедевры, то я бы первый сидел в восьмом ряду.
Так что в плане погони за «Национальными» надо руководствоваться только законом Украины, который, по моим сведениям, совершено не предполагает подобных гонок, ибо подлинно Национальных театров не может быть несметное количество. (Причем, поверьте, их много даже среди тех, которые уже есть). Таким образом, сам статус Национального – унижается и превращается в разменную монету. И если уж кого-то одаривать подобным статусом, то, на мой взгляд, такого достойны только избранные коллективы – и только в регионах. Те, которые знамениты своими выдающимися сценическими достижениями. Это, например, Львовский театр имени Леся Курбаса и Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко. На этом точка.
— На ваш взгляд, современный украинский театр (не только репертуар ушедшего сезона), как-то отражает диагнозы и общественные страсти, которые сегодня лихорадят Украину?
— Это общий вопрос. Отражение того или иного современного диагноза может быть даже в спектакле на основе Шекспира. Как это, например, случилось в прошлом сезоне в связи со спектаклем Львовского театра «І люди, і ляльки» — «Гамлет» по В.Шекспиру. В этом спектакле нет лобовых аналогий или аллюзий с нашей современностью. Но есть кукольные образы больной и безумной марионеточной власти, у которой вместо голов на плечах – какие-то уродливые «тыквы», эдакий сплошной Хэллоуин, который загоняет бедного мыслящего человека, то есть Гамлета, в пещеры человеческого отчаяния и истерики. Разве нечто похожее не происходит и с нами сегодня? К счастью, не всегда и не везде. Еще в 1935 году Федерико Гарсиа Лорка написал: «Увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить нацию». Поэтому лично я – за театр с крыльями, за театр – без копыт. За тот театр, который заставляет мыслить, плакать, сострадать и обновлять свой восторг.
— Много ли таких спектаклей, которые обновляли восторг, было в Украине в прошлом сезоне?
— Были, конечно же. Даже немало. И даже в рамках этого интервью я не все вспомню. Если выбирать персональную тройку таких вот спектаклей, «обновляющих» что-либо внутри меня самого, то одна постановка — в Киеве, другая – в Одессе, третья – в Ивано-Франковске.
В театре «Золотые Ворота» есть «Тату, ти мене любив?» режиссера Стаса Жиркова с Романом Ясиновским в главной роли. Этот спектакль – мой личный ад, в который погружаешься, вспоминая свое прошлое, свои потери и какие-то прежде не сказанные слова. Прекрасный художественный уровень.
Один из самых важных и любимых спектаклей за последние годы – «Женитьба» Н. Гоголя в Одесском украинском театре. Прекрасно вижу некоторые моменты, которые можно было бы дотянуть в постановке, но я также прекрасно вижу мощную авторскую идею – и ее одержимую сценическую реализацию. Этот спектакль-метафора на самом деле не об Агафье Тихоновне, а об обреченности ожидания целой страны. О темных водах на дне колодца нашей судьбы, которые выносят на поверхность не желанное, а – фантомное и отвратительное. Кстати, очень много трактовок возникает на основе этого полуторачасового спектакля молодого режиссера Ивана Сергеевича Урывского с музыкой Грига и прекрасными метафорическими находками.
И вот еще одна моя театральная страсть – «Модильяни» в Ивано-Франковске. Три часа без антракта, зрители оцепенели на больничных кроватях. Перформанс, коллаж, фотохроника, арт-терапия – на тему великого французского художника, который сегодня самый дорогой на планете. Этот спектакль о цене успеха. И расплате за эту цену. И еще критик в роли критика – то есть я играю как бы сам себя. Представляете?
— Как вы – театральный критик – выступили в роли актера?
-Когда мне позвонил режиссер Держипильский и предложил во всем этом поучаствовать, то я в шутку ответил, мол, на роль «ниже» Гамлета я не согласен. Теперь уже отыграли семь «Модильяни» — и каждый из них разный, не похожий на предыдущий. И наибольшая награда, когда на четвертом часу этого спектакля люди рыдают – и не хотят расходиться. Вот вам и «итоги сезона».
Еще несколько слов о личных итогах «сезона». Для меня он в том, что до конца именно этого сезона практически разошелся тираж книги «Театр, де розбиваються серця» — о великих украинских актерах. Счастье, что это кому-нибудь нужно.
— Украинский театр, кстати, часто воспринимают «актерским», мол, всегда на первом месте хороший актер, а уже потом — режиссура. Согласны вы с подобными мнениями?
— И да, и нет. Действительно, в XIX веке украинский театр рождался и закалялся через мощнейшие выбросы великой артистической энергии – Заньковецкая, Садовский, Кропивницкий, Саксаганский. Но уже в ХХ веке были Курбас, Юра, Глаголин, Васылько, многие другие. Поэтому украинский театр – разный, полифоничный. Вот, например, в прошлом сезоне произошел подлинный всплеск «актерского театра». Замечательные новые роли Вячеслава Довженко, Романа Ясиновского, Виталины Библив, Риммы Зюбиной, Алексея Гнатковского, Александра Форманчука, Ивана Шарана, Христины Федорак, Анжелики Савченко, Димы Рыбалевского, Вадима Головко, Марины Климовой, Александра Печерицы, молодого актера в Театре имени Леси Украинки, который хорошо сыграл в спектакле про «Собаку» – это Евгений Щербань. Интересная актриса – Лилия Цвеликова, сыгравшая в «Кицюне» («Дикий театр»). В новом здании Театра на Подоле, на мой взгляд, по новому раскрываются многие актеры этого театра – уже упомянутый Довженко, Максим Максимюк, Екатерина Рубашкина, Екатерина Вайвала. Я очень рад, что в эту труппу пришел талантливый Виталий Иванченко (он играет в «Продавце дождя»). И это далеко не все, кого я вспомнил.
-Что можно сказать о режиссерах?
— Есть и наша неспокойная, иногда спорная, но все же интересная режиссура – Давид Петросян, Стас Жирков, Юрий Одинокий, Ростислав Держипильский, другие.
— Какие наиболее яркие открытия были в прошлом сезоне среди молодых талантов?
— Уже третий год мы делаем премию «Зеркало сцены». И вот недавно подводили итоги 2017 года по заранее заданной теме – лучшие актерские работы молодых (до 30 лет). Двумя десятками хороших актерских работ не ограничилось. Их оказалось гораздо больше. Поэтому премию заслуженно получил молодой актерский ансамбль в спектакле «12 ночь» режиссера Дмитрия Богомазова – в постановке заняты его ученики, вчерашние студенты. Некоторые из них уже работают в театре имени Ивана Франко.
Среди режиссерских открытий (лично моих) – Дмитрий Захоженко, который поставил в Театре на Печерске спектакль по книге Стивена Хокинга «Мир в ореховой скорлупе». Есть у нас красивая и талантливая девушка (она и режиссер, и актриса) – Анна Топчий, с которой связаны некоторые надежды в плане ее новых постановок на сцене столичного Малого театра.
Так что пустоты — нет, кризиса-кризиса – тоже нет. Есть процесс – иногда спорный, иногда очень творческий, но процесс — живой.