В конце года мы традиционно подводим итоги свершений и неудач в разных сферах жизни страны. Неумолимо уплывает в историю хроника событий 2016 года. Пришло время вспомнить о том, что происходило в течение года в жизни украинского театра… Театральный критик Олег Вергелис подвел для ГолосUA итоги театрального года, вспомнив громкие события, скандалы и печальные потери.
— Олег, чем запомнится уходящий, 2016-й, театральный год лично вам и многим театралам?
— Каждому он запомнится разным. Поскольку у разных людей и взгляды на искусство – разные. Уходящий год, видимо, запомнится более пристальным моим вниманием к украинским театрам на периферии. Все-таки столичные театры как-то более-менее у нас на виду – они и деградируют, и с жиру бесятся «на виду». А вот театры, которые подальше от столицы, мне кажется, менее обласканы даже не любовью, а хотя бы вниманием честных и профессиональных журналистов. Скажем, только в этом году я посмотрел разного художественного уровня спектакли в Мариуполе, Одессе, Ивано-Франковске, Львове, Черновцах, Тернополе, Ужгороде. И это далеко не полный перечень городов. Совершенно искренне говорю: в провинции много интересных актерских индивидуальностей, которые неизвестны здесь, в столице. Хорошо, когда там, у них, есть одаренный режиссер, который подобным индивидуальностям помогает раскрываться. Как в Ровно, например, или в Ивано-Франковске. Но чаще одаренные актеры напоминают персонажей пьесы С. Беккета – они ожидают «Годо». Или в лучшем случае мечтают вырваться в столицу, чтобы сняться в сериале.
Уходящий год запомнится мне важным проектом Наташи Ворожбит «Класс-Акт», который был проведен в столичном ТЮЗе с детьми-драматургами из разных регионов. Среди запомнившихся столичных спектаклей 2016-го: «Несравненная» и «Ричард ІІІ» у франковцев, «Горе от ума» в Молодом, «Слава Героям» и «Украденное счастье» в «Золотых воротах». Также важный для меня спектакль года — «ЛПС» во Львовском театре имени Леси Украинки.
Было немало интересных актерских работ, в частности, у Натальи Сумской, Богдана Бенюка, Марка Дробота, Юрия Радионова, Бориса Орлова.
Но, пожалуй, самый яркий актерский сюжет (дуэт) 2016-го – Алексей Гнатковский и Дмитрий Рыбалевский в «Героях», которых поочередно играют во Франковске и в Киеве.
Несомненно, лично для меня важное событие – выход книги «Украинская драма». И если сюжеты о теперешнем активном театральном поколении – Богомазов, Держипильский, Жолдак, Троицкий (другие) – интересны подлинному ценителю театра, то большей награды для себя я и не желаю.
— Как театральный критик, о каких скандалах в сценическом мире вы могли бы вспомнить под занавес 2016-го?
— Мне вообще о них не хочется вспоминать. Потому что ничего хорошего в скандалах нет. Но, естественно, никуда не спрячешься от того скандала, который буквально полыхает вокруг Киевского театра на Подоле. Точнее, вокруг его нового здания на Андреевском спуске. Я бы здесь не горячился. И дал возможность архитектору взвесить все «за» и «против». И если есть возможность, внести коррективы в проект, ведь открытие театра только в мае.
Еще один скандал, будораживший, в основном, театральную молодежь был в связи с так называемыми конкурсами на руководящие должности в театрах. Многие молодые режиссеры и продюсеры наивно поверили, что перед ними тут-таки и раскроются двери всех королевств. Но никому ничего не открылось, все как было, так и осталось. И в этом плане я, пожалуй, соглашусь с Натальей Сумской, которая по отношению к подобным конкурсам достаточно строга. В частности, к подбору «жюри»: а судьи кто? Зачастую подобные судьи – люди, не видевшие ни одного спектакля в тех театрах, судьбы которых они решают. Ну и помимо того, в этих же жюри «заседают» типичные театральные графоманы или откровенные неудачники, ничего пристойного не создавшие в своей жизни.
Третий неприятный скандал был вызван «немой», но достаточно громкой акцией студентов нашего театрального университета. Детей довели уже до того, что они выходят на митинг протеста, требуя «того», что и требовать-то странно – то есть нормальных современных условий для обучения. Судя по сообщениям в сети, ситуация там плачевная. Никто всерьез этим не занимается.
— Сегодня очень сложное финансово-экономическое положение у людей в связи с тарифами и другими проблемами. Отражается ли это время на аншлагах в театрах?
— Пока, к счастью, не отражается. В разных украинских городах, где я был, залы более-менее заполнены. Притом что уровень зарплат в провинции достаточно низкий. В столице — проще. На некоторые спектакли вообще невозможно попасть. Как, например, на премьеру «Несравненной» с Натальей Сумской. Или на ее же «Кайдашеву семью». В каждом столичном театре есть спектакли-хиты, спрос на которые – невероятен.
И, пожалуй, можно говорить о проявлениях театрального бума. И можно даже предположить его причину. Украинцы прячутся в театре от безумных политиков. От тех политиков, которые засели на всех каналах и на всех новостийных лентах. И бедные люди ищут иной мир – придуманный или надуманный, но не наш, реальный, в котором иногда жить, порою, очень сложно.
— Какие открытия и потери характерны для уходящего года?
— Открытий немало. Потому что очень активизировались театры «снизу». Это процесс самоорганизации. И это то, что не спущено сверху, а пробивается как живая вода снизу. Новых театральных организмов – немало. И не все их проекты реально отсмотреть. На первом плане, конечно, проекты «Дикого театра»: они ведут активную работу в соцсетях, в медиа. Было много интересных независимых проектов на ГОГОЛЬфест у В.Троицкого. Как известно, этот фестиваль, в очередной раз поменял место прописки, оказавшись на арт-заводе «Платформа».
Если о потерях… Одна из таких – уход из жизни земной Валерии Гавриловны Заклунной, актрисы, которую я очень ценил и любил. Роковая несправедливая потеря – уход от нас совсем молодой еще актрисы Театра имени Ивана Франко Оксаны Батько. Скромной, деликатной, иногда потусторонней, не до конца раскрытой. Сколько бы она еще могла сыграть… Большая потеря для украинского театра — уход из жизни Леся Степановича Танюка…
— Если говорить о главных трендах этого театрального года, то на что бы вы обратили внимание?
— Частично я уже обратил на них внимание – это новые, независимые, иногда интересные театральные организмы. Скажем, тренд года – попытки утверждения проектного театра. И вот, пожалуйста, подобный театр уже осваивает арену цирка на площади Победы. Тенденция театрального года – неимоверное плодородие местных антреприз. На фасаде Дома офицеров уже места живого не осталось: все заклеено крикливыми физиономиями. Возможно, и там есть что-то интересное (в художественном плане), но зачастую я убегаю от них, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни.