Почти год военный суд Триполи думал об их судьбе — и в итоге в июне 2012 приговорил к 10 годам тюремного заключения. Вместе с нашими соотечественниками «под горячую руку» новой ливийской власти попали еще и три белоруса и россиянин. СМИ пишут, что мужчины ремонтировали ракеты, которыми сбивали самолеты НАТО. Дипломаты утверждают, что всё у заключенных хорошо — и кормят их, и поют вдоволь. Но МИД заявляет, что будет освобождать украинцев, во что бы то ни стало. Как ситуация обстоит сейчас и в каких условиях находятся наши соотечественники, корреспондент ГолосUA попросил рассказать директора Департамента информационной политики МИД Олега Волошина.
- — Олег Анатольевич, скажите, удалось ли МИДу как то продвинуться в ситуации с заключенными в Ливии украинцами?
- — Движения никакого нет. Они неизвестно когда начнут процедуру рассмотрения апелляции. Никакой информации по этому поводу нет. Мы пытаемся подтолкнуть ливийскую сторону всеми возможными способами. Турцию привлекаем. Кстати, мы получили письмо от министра иностранных дел Италии, в котором он выражает готовность помочь. Но пока всё стоит на месте.
- — В каких условиях находятся заключенные?
- — У них там абсолютно нормальные условия. Это ведь не тюрьма, а хостел, где они находились еще до ареста. Там они уже больше года. Слава Богу, в тюрьму их не переводят и намерений таких не имеют. Что такое ливийская тюрьма? Наши дипломаты рассказывали, что это — страшная вещь: при температуре больше 45 градусов сидит по 15 человек в камере, и у них одна бутылка воды на всех.
- — А касательно наших украинцев: они обеспечены водой и едой?
- — Да, и лекарствами в том числе. Наши дипломаты их регулярно проведывают, но дальше процесс по их освобождению не идет. У нас есть ощущение, к тому же, очень давно, что ливийская власть просто не контролирует данную ситуацию. О чем здесь говорить, если на их собственной территории убивают посла США, который содействовал приходу нынешней власти. Причем, это произошло не где-нибудь в пустыне, а в Бенгази, довольно цивилизованном городе.
- — Что сейчас делает МИД для освобождения наших людей?
- — В этих условиях наше задание, как минимум, сосредоточиться на гарантировании их безопасности. В принципе, им ничего не угрожает. Триполи — более спокойный город (чем остальные города Ливии — ред.). Но они находятся в руках конкретной революционной бригады, у которой свои интересы в рамках того, что происходит в Ливии. Если бы была хоть какая-нибудь возможность наших вытянуть, то мы бы уже это сделали. Просто иногда даже не с кем вести переговоры: договариваешься с кем-то, а потом выясняется, что он ни на что не влияет, а решает всё группа «бородачей» с автоматами, которые держат их под арестом. Но при этом, их никто не обижает, с ними нормально обходятся, к ним привыкли, их даже привлекали к каким-то работам, например, ремонту машин. У наших дипломатов есть к ним свободный доступ — они могут звонить родственникам. В общем, они находятся под домашним арестом.