Вступивший в силу закон о запрете российских сериалов на отечественном телевидении вызвал неоднозначную реакцию в украинском обществе. Что сейчас происходит в украинском телепространстве и как отказ от российского телепродукта отразится на сетке вещания наших каналов, с ГолосUA поделилась известный театральный критик Ольга Стельмашевская.
— Ольга, какой вы видите ситуацию в украинском телепространстве в связи с запретом российских сериалов? Чем будут закрывать «дырки» в эфире вместо привычных нашему зрителю комедийных и мелодраматических телесериалов производства РФ?
-Мое мнение такое: хотя наши депутаты и призывают друг друга: «давайте без эмоций», запрет российской кинопродукции — это как раз абсолютно эмоциональное решение. На самом деле гораздо продуктивнее, патриотичнее, идеологичнее, экономичнее было бы, если бы наши депутаты приняли какие-либо законы о преференциях в отношении отечественного кино. Об этом уже очень много лет говорят. Могли бы отменить на какое-то определенное время налоги, чтобы у нас снималось много хорошего кино – разного: маленького, большого, талантливого и не очень. Надо занять наших артистов, режиссеров, операторов – тех, которые себя очень серьезно проявили во время всех этих событий. Это было бы решение государственных мужей. А так, это решение «емоцiйне», как они сами любят говорить на ток-шоу. Это психоневротическое решение.
— Решение, принятое «на эмоциях», вряд ли станет успешным?
-Совершенно верно. Сейчас нужно решать практические вопросы, это очень помогло бы нашему кино, театру и вообще области искусства. Мало того ,что на этом можно зарабатывать деньги, мало того, что это вопрос идеологии, пропаганды, так еще и все наши домохозяйки, «присаженные» на эти запрещенные российские мелодрамы, будут их искать в Интернете, где угодно. Ибо эту нишу все равно нужно чем-то закрыть. Нашего зрителя нужно воспитывать.
— Принимая столь ответственные решения, народные депутаты, по-видимому, имеют весьма смутное представление о культуре?
-Тут встает большая проблема образования и образованности наших депутатов. И то, что они принимают эмоциональные, популистские решения, — это банальный пиар. То, что они запретили некоторые российские фильмы и сериалы, я могу как-то понять. Это вроде бы сейчас совершенно оправданно. Но, условно говоря, когда через пару лет, когда ничего не произойдет на отечественном кинорынке, это уже будет большое зло. Легче всего что-то запретить. Если ты что-то запрещаешь, дай разрешение на что-то, чтобы произошел всплеск в твоем собственном кинопроизводстве, в чем ты видишь какие-то положительные моменты.
— Увы, у наших кинематографистов сейчас нет средств на производство своих «мыльных опер»…
-Отмените на несколько лет налоги на кино. Дайте, допустим, миллион денег, это немного и совершенно не влияет на формирование бюджета. И тогда будет потрясающий расцвет, несомненно. Это со временем принесет и деньги, и дух патриотизма. Нужно, чтобы снимали на украинском языке на основе своей литературы. Пусть все эти «мыльные оперы» тоже будут на украинском языке. Вы подумайте, сколько классиков украинской литературы не экранизировано, сколько интереснейших писателей – и каждый может быть с мелодраматическим уклоном. Масса всего интересного.
— Как это сделать?
Дайте людям рычаги, и они начнут снимать, и своего кинопродукта будет много. А не так, как сейчас. Насколько я знаю, наш режиссер Оксана Байрак сейчас снимает в Москве , хотя и на безобидные темы. А надо, чтобы все сидели здесь. Российские артисты, которые себя не запятнали, тоже к нам должны приехать и сниматься у нас в кино. Это будет действительно европейское решение. К примеру, Ирма Витовская отказывается сниматься в России, от денег от всего, а Женя Миронов приехал сюда и здесь снялся в эпизоде в каком-то сериале. А вот если бы он снялся в большом кино вместе с Ирмой, тогда мы могли бы сказать, что это симметричное, правильное решение. Было бы понятно, зачем отменили эти сериалы. Уверена, что можно снять свое и пригласить приличных артистов из России. Надо, чтобы они все были у нас в гостях. Атмосфера ненависти тогда бы сменилась на атмосферу любви.
— Ольга, как вы относитесь к уже набившим оскомину шоу-программам на «1+1» с Владимиром Зеленским, «95-ый квартал» и пр.?
— Опять-таки, когда больше ничего нет, идет расцвет этого всего. Притом что у них есть очень серьезные шутки, глубокие логичные вещи. Конечно, соскочить с этой иголки очень тяжело. Здесь вопрос в двух ипостасях лежит. Первое – это то, что они успешно заняли эту пустующую нишу, делают они это крайне профессионально, и здесь не поспоришь. Другой вопрос в том, что это уже какая-то монополия. Если мы займем огромное количество людей, которые заняты в производстве кино или массового телевизионного продукта, появится альтернатива «95-му кварталу» и другим шоу-программам на «Плюсах».
У Зеленского теперь уже «завод по производству «ржачки». Ведь этим легко человека отвлечь от других мыслей, зомбировать, этого на телевидении много. Вот, к примеру, показали в новостях много крови на войне, показали голодающий Донбасс, а потом сразу после программы новостей, не переключаясь, начинают ржать. Человек похватался за сердце, выпил сто грамм, и тут его попустило – посмеялся от души. Это в какой-то степени не меньшее зло и не меньший цинизм, чем то, что творится сейчас вообще в Украине. Хотя соседство трагедии и комедии пришло к нам еще из Древней Греции. Но когда это превращается в тотальное зомбирование, как это у нас происходит, это ненормально. Нужно хотя бы по чуть-чуть делать какие-то вкрапления в эфирную сетку для идеологического, патриотического воспитания украинского зрителя.
— О каких программах вы говорите?
— Я бы поняла, если бы Зеленский, имея очень много денег, выпустил бы сейчас маленькую, 10-минутную, крошечную программу, например, какой-то дайджест новостей культуры в Украине. В этом дайджесте он бы рассказал, что в Харьковском театре такая-то премьера, на киностудии снимается фильм такой-то и т. д. Вот тогда бы я поняла канал «1+1» и Зеленского. Это был бы как благотворительный взнос, как волонтерство. Напомню, что в России есть потрясающий канал «Культура», который круглосуточно показывает какие-то вещи, связанные с высоким искусством. Почему бы и нам это не делать.
Вообще грустно оттого, что у нас нет международного театрального фестиваля, нет оперного фестиваля — и это в стране, которая всегда славилась дивнами голосами… Мы об этом не говорим, потому что искусство обществом не востребовано, это никому не интересно.
— Многие люди жалуются, что смотреть на нашем ТВ сейчас нечего, кроме, разве что, передач о животных…
— Сейчас очень многие люди предпочитают смотреть «Планету животных» — это факт. Люди, у которые еще не атрофировано то место, которое называется мозг, естественно, смотрят на обезьянок, которые в данном случае умнее нас. Слава Богу, у всех есть кабельное телевидение. Там можно смотреть много чего. Основную массу людей продолжают кормить и подкармливать тем, что идет сейчас по нашему ТВ — не российским, так своим, чтобы мозг не развивался.