В один из сложнейших исторических моментов жизни нашего государства Украинская православная Церковь Московского патриархата лишилась, без преувеличения, великого человека – блаженнейшего митрополита Владимира. И теперь перед православными мирянами стоит острый вопрос — кто продолжит начинания митрополита, и наконец, сможет объединить всех верующих в единой поместной церкви. Как будут происходить выборы нового предстоятеля УПЦ МП, кто им станет, когда произойдет объединение православных церквей, об этом и многом другом корреспонденту ГолосUA рассказал протоиерей Украинской православной церкви Московского патриархата отец Георгий (Коваленко).
— Отец Георгий, 13 августа 2014 года будут происходить выборы предстоятеля Украинской православной Церкви Московского патриархата. Есть какие-то тонкости этого избрания?
— Есть серьезные отличия церковных и политических выборов. Выборы в церкви — это более спокойное, тихое и таинственное действие. Избрание предстоятеля — это соединения воли Божьей и воли человеческой. Как любое церковное таинство состоит из видимого обряда и действия благодати Святого Духа, так и на Соборе епископов и во время выборов предстоятеля есть видимая часть (процедура) и есть часть невидимая — Воля Божья и действие благодати Святого Духа. Готовясь к Собору епископов, Православная Церковь молится. Здесь не предусмотрены предвыборные дебаты, агитация или презентация программ. Даже кандидатуры ни на соборе ни перед ним не обсуждаются.
— А как будут проходить выборы?
— На Собор соберется весь епископат Украинской православной церкви, из которых 74 действующих архиерея (52 правящих и 22 викарных епископа), а также 9 внештатных (находятся на покое, но могут совершать все Таинства – ред.). Выбор будет осуществляться среди действующих епископов, каждый из них может стать предстоятелем Церкви. Само избрание митрополита пройдет тайным голосованием в два этапа: первый этап — из 74-х архиереев выберут трех, второй этап – из трех выберут одного. На каждом этапе выборов любой из кандидатов имеет право на самоотвод.
Эти два этапа пройдут в один день — в Трапезной палате и Храме Антония и Феодосия Печерских. Так, в Трапезной палате соберется Собор, а в Храме состоится голосование, где расположены стол для регистрации, урны, кабинки для тайного голосования. После этого начнет работать счетная комиссия, и результаты станут известны сразу же. После окончания Собора совершат благодарственный молебен, и останется дождаться интронизации (можно провести аналогию с инаугурации после выборов Президента).
— В украинских СМИ, да и не только в них, идет активное обсуждение возможных кандидатур на пост предстоятеля. Вы знаете, у кого из кандидатов есть больше всего шансов?
— Обсуждения кандидатуры предстоятеля УПЦ МП свидетельствуют о непонимании природы Церкви либо о неудачных попытках, с политической точки зрения, посмотреть на богочеловеческий организм, которым Церковь является. Список вероятных кандидатов на пост предстоятеля УПЦ МП намного шире, чем обсуждается в украинских СМИ.
— Избрание предстоятеля — знаменательное событие для православной церкви. Кто будет приглашен на него?
— В избрании Предстоятеля будут участвовать только иерархи Украинской Православной Церкви. На Соборе не будет ни гостей, ни наблюдателей. А вот на интронизацию новоизбранного Предстоятеля мы приглашаем и ожидаем гостей из всех Поместных Православных Церквей мира. Традиционно такие события происходят в присутствии не только гостей нашей православной церкви. Приглашаются представители других религий и конфессий и, я думаю, что соответствующие приглашения будут направлены. В свою очередь, мы рассчитываем на приветствия и поздравления с их стороны.
Среди гостей будут представители власти, общества, культурных, образовательных и иных элит, н,о учитывая ту ситуацию, которая происходит в стране, мне кажется, что все будет происходить очень скромно и без лишних торжественных мероприятий. Только богослужение и молитва.
— Говоря об избрании нового предстоятеля, нельзя не вспомнить об одном из важнейших вопросов, который волнует всех мирян – объединение двух православных церквей. По вашему мнению, когда это может произойти?
— После избрания предстоятеля Церкви, объединение украинского православия более вероятно, чем до избрания. С другой стороны, с человеческой точки зрения, все очень сложно. Но то, что невозможно для людей, может Бог, и очень важно, чтобы это было не декларативное, не внешнее или политически целесообразное объединение. Важно, чтобы оно было подлинным. Нужно искать христианское единство и идентифицировать в друг друге людей, которые веруют, живут и действуют по-христиански и по-православному.
Чем меньше будет политики в этом вопросе, тем быстрее он решится, так как, к сожалению, именно политиками было принесено разделение. Если этого не будет, тогда больше вероятности, что мы найдем такое решение, которое примет церковь, духовенство, верующие, и оно признается всем вселенским православием.
— Но рано или поздно объединение двух церквей потянет за собой вопрос об автокефалии. Можно ли в таком случае ожидать от вселенского православия признания Украинской православной церкви автокефальной?
— Знаете, я сразу же вспоминаю блаженнейшего митрополита Владимира. Он сказал очень мудрую и важную фразу – для нас единство важнее статуса. То есть, мы сначала должны обрести единство, а потом определиться со статусом Церкви. Это может происходить одновременно, но очень важно получать статус не для части, а для целого. Тогда это будет признаваться всем миром, и более того — именно это я слышал от Вселенского Патриарха, когда он приезжал в Украину. Он говорил, что важно нам, в Украине, договориться. Тогда, на уровне вселенского православия, будет проще определяться с нашим статусом.
— Не могу не затронуть ситуацию, которая тревожит всех украинце, а именно военный конфликт на Донбассе. Какую позицию занимает Церковь в этом вопросе?
— Позиция Церкви однозначная – мы должны сделать все возможное, чтобы прекратить кровопролитие на Востоке нашей страны. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы наступил мир. К сожалению, я вынужден констатировать, что два священнослужителя погибли от осколков, а у одного из них осталась супруга и пятеро детей. Это лишний раз подтверждает, что наше духовенство вместе с людьми находится там, не оставляет свои приходы и поддерживает всех нуждающихся.
Мы также организовываем гуманитарное служение – доставляем грузы на Восток, и это измеряется десятками тонн. Церковь участвует в расселении и обеспечении беженцев. Это сироты, женщины, дети, старики, инвалиды, раненные и больные – то есть категории, которые менее сего защищены.