Новый год уже не за горами и мы, родители, стараемся обрадовать и позабавить наших детей в этот праздник. Как лучше подготовится к этому дню родителям рассказалв интервью ГолосUA практикующий психолог Павел Басанский.
— Стоит ли поддерживать в ребенке веру в Деда Мороза или Санта Клауса?
— Санта Клаус – это не славянский персонаж. И даже не общеевропейский. Наш персонаж – Дед Мороз, мы к этому привыкаем с детства, читая сказки. В европейских странах его по-разному называют. В Финляндии это Йоулупукки, в Италии – Баббо Натале, во Франции – Папа Ноэль. Культурные традиции – они ведь задают некую сетку координат в развитии ребенка. Ребенок учится через них определённым ценностям. Например, ребенок учится доброте, учится дарить подарки и загадывать желания. Сказка дает человеку очень важные для него переживания.
— Как часто нужно дарить подарки детям? Должен ли он быть дорогим?
— Подарок должен быть, в первую очередь, интересным, а не дорогим. То есть, дело – не в цене, а в значимости подарка для ребёнка. Это может быть совсем недорогая вещь, но при этом очень полезная и нужная ребенку, он развивается с ее помощью. Нужно всегда спрашивать у ребенка: что ты хочешь, что тебе нравится? Не перед праздником, конечно, а намного раньше. Родитель всегда должен быть в курсе, что хочет ребенок, почему это ребенку нужно. В детской психологии есть такое понятие «зона ближайшего развития». Оно означает то, к чему он тяготеет, и что у него можно и нужно развивать. Для каждого ребенка это что-то свое. Для одного это конструкторы, для другого – арифметика, для третьего — цвета.
— А как определить эту «зону ближайшего развития»? Возможно, все зависит от возраста ребенка?
— Конечно! В каждом возрасте – свои игрушки. Своя зона развития, естественно. Есть много книжек и статей в интернете. Там все это подробно прописано, и желающие могут ознакомиться.
— Как нужно правильно устраивать праздники? Может быть, есть несколько составляющих, необходимых для детского праздника?
— Очень важна атмосфера – должно быть по-настоящему весело, непредсказуемо, оригинально, необычно. Во-вторых, для детей крайне важен экшн – постоянная смена событий, движение, динамика. Потому что дети сами таковы – это их природа. Если ребенок ориентирован на взаимодействие с кем-то, если он контактный, тогда можно пригласить аниматора. Но по-хорошему лучше, чтобы праздник устраивали сами родители. Чтобы они лично придумали форму общения, в которой ребенку было бы интересно и комфортно. Они ведь лучше знают своего ребёнка. Правда, на сегодняшний день и это далеко не факт, к сожалению. Раньше папа с мамой переодевались в Снегурочку или в Деда Мороза, либо звали кого-то из близких или соседей, они разыгрывали спектакли и пр. И праздник проходил более живо и насыщенно, по-родственному. Сейчас люди, к сожалению, предпочитают для устройства праздников привлекать аниматоров.
— А что, если ребенок узнает в Деде Морозе родителя? Он ведь может перестать доверять…
— Разумеется, если дети уже не маленькие, такое может произойти, поэтому переодевание самих родителей приемлемо лишь, когда дети маленькие. Я сам так делал в своё время. Для более старших желательно присутствие в роли Морозов и Снегурок других родственников, знакомых или соседей. Либо приглашённых специалистов.
— Как часто нужно устраивать праздники, «выходы в свет», чтобы ребенок нормально развивался? Как на ребенка влияет общение с множеством людей?
— Все зависит от склонностей ребенка. Если ребенок – интроверт, ни к каким большим компаниям, тем более незнакомым, лучше его не привлекать. Ему это только принесет еще большее волнение, страхи, тревоги. Если ребенок экстраверт, направлен на общение с окружающими людьми, на окружающий мир, с таким ребенком можно находиться и среди большого количества людей. Понимаете, все упирается в самого ребенка: если ребенок склонен к театрализации – то приглашение того же аниматора это здорово и хорошо. Если ребенок к этому не склонен, ему это неинтересно и даже не нравится – то, понятно, лучше этого не делать. Нет общего совета для всех.
— Многие родители, кажется, задаются целью обойти все новогодние утренники города. Как найти «золотую середину» и не «перенасытить» ребенка предпраздничными эмоциями?
— Нужно ориентироваться на самого ребёнка – на его чувства и желания, а не на свои. Часто родители делают наоборот – дают ребёнку то, чего хотели бы сами, а не то, чего хочет их ребёнок. Такой эгоцентрический подход – «я лучше знаю, что тебе нужно».
— Сейчас на многих столичных ярмарках есть «Почта Святого Николая». О чем можно написать в письме святому?
— Каждый человек, а не только ребёнок, имеет свои желания и мечты. Вот об этом можно и писать. Взрослые, к сожалению, забывают о них. А вот дети – нет. Для них это очень-очень важно.
— Как можно преподносить Рождество? Ведь эти два праздника совсем рядом в календаре, и Новый год автоматически воспринимается как «главный» праздник…
— Правильно преподнести Рождество можно лишь тогда, когда вместе с ребёнком посещаешь храм, ходишь на богослужения, причём не только по большим праздникам, а вообще. Тогда и объяснять много не нужно. Если же сам родитель далёк от веры, то, как он пояснит малышу смысл праздника?! А если папа-мама — верующие люди, то главенство Рождества будет для ребёнка априори.
— Стоит ли приучать ребенка к благотворительности? Например, съездить с ним вместе в детский дом и поздравить деток подарками, выбранными вместе.
— По-моему, Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Конечно же, стоит. Дети научатся быть добрее, отзывчивее. Но только если и сами родители склонны к благотворительности и это не просто дань моде.
— Раньше вы работали в «Детском телефоне доверия». Скажите, с какими проблемами чаще всего звонят родители, или сами дети?
— Я сейчас работаю в Центре социально-психологической реабилитации детей. На «Детском телефоне доверия» я уже давно не работаю, к сожалению, потому, что его закрыли, еще лет 7 назад. У нас все нормальные, ориентированные на людей и их нужды, программы – сворачивают и закрывают, к сожалению. Такая страна или такие порядки — непонятно. Как будто мы работаем на самоуничтожение. Поэтому такого телефона уже давно нет. А по каким вопросам ко мне обращались – об этом я могу рассказать, конечно. Чаще всего – с проблемой нехватки взаимопонимания. Не понимают родители своих детей, а дети не понимают своих родителей. Потому, что родители толком не объясняют ничего, они не общаются с детьми. Или считают, что это не нужно, или не знают, как ребенку правильно донести свои мысли. Для этого телефон и существовал: чтобы люди могли позвонить и проконсультироваться, хотя бы подобрать слова для сложного разговора. Слова нужны, чтобы объяснить то или иное событие из жизни. Например, если родители разводятся. Или, если ссора произошла, и нужно ребенку объяснить причины этой ссоры. Дети часто обращались, когда их обижали одноклассники в школе. Какие-то были разногласия с друзьями, подругами, приятелями. Это две самые распространенные причины, по которым люди звонили. А еще — наказание родителей, когда родители поступают со своими детьми слишком жестоко и несправедливо. Дети ведь это всегда чувствуют. Когда наказание справедливо и в меру – никогда ничего не скажут против, согласятся, примут.
— А сейчас вы работаете с детьми младшего возраста?
— Здесь есть дети разного возраста, от 4 до 15 лет, которые находятся в сложных условиях, скажем так. У которых родители неблагополучны. Из неблагополучной семьи – или пьют, или наркоманы. Либо дети без присмотра, либо дети, пережившие насилие в семье. Они пока не понимают ни себя, ни окружающих, не могут понять и считаться с другими. Потому, что они не привыкли считаться с кем бы то ни было. С ними не считались никогда. Не спрашивали их мнения. Родители давали им то, что они считали нужным: держите, и будьте благодарны нам хотя бы за это. И они тоже не умеют считаться с окружающими. Поэтому между собой у них возникают конфликты. Не слышат просто друг друга. Приходится их учить слушать друг друга. И считаться друг с другом.
— Стоит ли в воспитании полагаться на советы психологов или лучше отталкиваться от собственного понимания проблемы?
— А почему бы и нет? Можно и нужно доверять себе, но в то же время и полагаться на советы психологов, если не хватает интуиции или понимания в каких-то вопросах. Психолог – выступает обычно как помощник, посредник, который помогает разобраться в чем-то.