С недавних пор главным законодателем мод в Украине стал курс валют. Тенденция падения гривны заставила украинцев пересмотреть свой бюджет и сократить расходы на гардероб, потому что ритейлеры очень остро отреагировали на девальвацию нацвалюты, существенно взвинтив цены на обувь и одежду. Ритейл – это целая наука о торговле, нацеленной на массового покупателя. Корреспондент ГолосUA обратился к эксперту по онлайн-ритейлу Павлу Левчуку, который много лет был маркетинг-директором популярного шопинг-клуба LeBoutique, чтобы выяснить, возможно ли в кризис быть и сытым, и стильным?
— Обувь и одежда в магазинах значительно подорожала – кое-где почти на 100%, на коллекцию осень-зима скидки есть, но незначительные и не на все группы товаров. Как думаете, правильна ли такая стратегия продавцов одежды?
— Это не стратегия продавцов, а их реакция на сложившуюся экономическую ситуацию. Дело в том, что это коснулось как ритейлеров, которые непосредственно завозят одежду, так и ритейлеров, которые продают ее уже на местах. Мы видим, что у наших партнеров остались стоки по одной цене, а все новые коллекции, которые завозят, нужно покупать в подорожавшей валюте уже по новой цене. По сути, нет выбора, нужно повышать розничные цены в магазинах для покупателей. Продавцы начинают понемножку уменьшать свою наценку, но при этом цена все равно значительно выше предыдущей, потому что они отталкиваются от текущего курса валют. Закладывают в цену также риски по курсовым колебаниям. И мне кажется, что в ближайшее время и ассортимент, и качество продукции станет хуже. Это не стратегия, это реакция на внешние обстоятельства.
— Куда теперь пойдут украинцы за одеждой и обувью? Некоторые прогнозируют очередной расцвет секонд-хендов?
— Секонд-хенды как были раньше, так и остаются – это решение для определенной группы населения. Остальные будут переходить либо на более дешевые марки, либо будут покупать реже, ожидая от ритейлеров скидок к концу сезона, когда будет распродажа. Даже если его размера не окажется, человек может подождать для того, чтобы попытаться рискнуть и купить. Возможно, часть людей начнет возвращаться к рынкам, но там ситуация не намного будет лучше, потому что все продавцы покупают одежду в валюте, если речь идет о западных брендах. А если говорить о локальных, украинских производителях – они могут стать альтернативой, но здесь должна быть хорошая связка между производителями и промо. Потому что есть те, кто шьют неплохие вещи, некоторые шьют исключительно на заграницу, но абсолютно не умеют делать маркетинг своего продукта, поэтому остаются непопулярными.
— Вы говорите об украинском производителе как об альтернативе дорогим западным брендам. Все же, когда речь заходит об одежде, нам важно не только ее наличие, но и ее внешний вид, соответствие моде… Разве украинский производитель не уступает импортному в тенденциях?
— Уступает. Западные поставщики, во-первых, стараются придерживаться какого-то тренда, во-вторых, всегда делали линейки продукции достаточно широкие. В Украине просто нет такой культуры работы на потребителя. Большинство фабрик и людей, которые там работают, имеют за спиной прошлое плановой экономики – нужно пошить определенное количество, а смотреть за тем, какие цвета или какие фасоны в моде, и быстро переориентироваться – об этом речь не идет. Тем не менее, для определенных слоев населения сам факт того, что они могут купить одежду дешевле, даже если она будет не суперэлегантная или не супермодная – это решение вопроса. То есть, те, кто был очень чувствителен к цене, будут искать самую дешевую альтернативу, которую только смогут найти, а остальные будут просто пытаться найти бренд подешевле и будут немножко больше времени тратить на поиск одежды, и покупать меньше. А для очень состоятельных ничего не поменялось: им все равно – платить за джинсы 1200-1500 гривен при курсе 8 гривен за доллар или платить сейчас 3000-5000 гривен.
— Некоторые модники говорят, что даже в кризис нужно предпочитать дорогие, вечные бренды – это лучшая экономия. Насколько оправдан этот совет?
— Для таких покупок человек должен быть опытным в плане того, что он понимает, что этот бренд хорошо сидит на нем и сделан из качественных материалов, и, купив, к примеру, такую обувь, он будет носить ее икс сезонов. Но большинство из нас не имеют доступа к подобным брендам для того, чтобы раз попробовать и понять, что такую обувь я могу носить 2-3 сезона, и это все равно, что купить 3 дешевых пары. Такая экономия непонятна для большинства потребителей, они так не думают.
— Кажется, очень интенсивно развиваются Интернет-магазины одежды…
— Интернет-магазины могут развиваться тогда, когда достаточно развитой офлайн-ритейл (продвижение и продажа продукции вне интернета – прим. ред.). Если мы говорим об одежде, то Интернет не является оптимальным каналом для покупки одежды, потому что вопрос примерки достаточно острый. Если ты купил в Интернет-магазине вещь, а она тебе не подходит, то на какое-то время ты заморозил деньги, которые заплатил за нее – они не вернутся обратно, пока ты не вернешь вещь, а пересылка занимает время. Не всем это подходит.
— Возможно ли все-таки уменьшение цен, когда продавцы увидят, что спрос на товар упал, в первую очередь, из-за повышенной стоимости?
— По моему мнению, не будут искать какой-то баланс между спросом и предложением. Большинство украинских предпринимателей хотят получать сверхприбыль, наценка в 15-30% их не устраивает. Большинство украинского бизнеса работает с наценками от 100 до 200-300%. Скорее всего, немножко цена понизится, но так, чтобы опустить ее на 30-50% – этого не будет или же будет происходить при каких-то распродажах в конце сезона. Война существенно отразилось на рынке одежды. По шопинг-клубам было отчетливо видно, что четыре восточные области – Харьковская, Днепропетровская, Донецкая, Луганская – давали до одной трети всей выручки. На всего четыре области приходилась существенная доля. Поэтому когда в Донецкой и Луганской области началось все это движение, то мы заметили определенное проседание. Часть людей переехали оттуда, часть остались, сменились привычки.
— Каким вы видите рынок одежды через несколько лет?
— Думаю, тут просто надо выждать и посмотреть, как стабилизируется ситуация в стране, и, с другой стороны, надо посмотреть, как себя поведут продавцы вне Интернета, потому что часть из них ушла, и есть некий дефицит товара. Надо переждать, потому что когда новые бренды примут решение и начнут заходить на рынок – это разрядит обстановку. У меня ощущение сложилось, что в Украине очень мало представлено брендов среднего класса или среднего минус. В Европе очень много молодежных брендов или марок с ценником не выше какого-то порогового значения, которое могут позволить себе большинство украинцев, но в Украине их нет.
— Почему?
— Возможно потому, что они не дорогие, и дилерам не интересно их сюда завозить, потому что они не могут выставить желаемую цену. Если взять бренды типа Reserved или Pull and Bear и сравнить, к примеру, с маркой Mexx, то человек, для которого важен статус, пойдет в Mexx, а если Reserved накинет дополнительную наценку, то останется без покупателя, на которого он рассчитан. Ниша бюджетных брендов а-ля Reserved и Pull and Bear в Украине почти не занята, здесь они представлены в ограниченном количестве, и люди не видят для себя альтернатив. Бюджетные марки представлены даже не во всех областных центрах. Это тоже тонкий вопрос, ведь компании вроде бы на страну вышли, но развитой сети не построили.