Каденция нынешнего состава Верховной Рады завершается, и уже можно подводить первые итоги. Насколько качественными были законы, которые принимали депутаты, и чем они руководствовались, их разрабатывая, расспросил ГолосUA у политолога Павла Рудякова.
— Павел, как вы оцените работу Верховной Рады восьмого созыва?
— Во время работы восьмого созыва депутатов Верховной Рады постоянно нарушался регламент, а оппозиция впервые в истории парламентаризма не получила в парламенте законных должностей. Это был самый безобразный созыв Верховной Рады, потому что они постоянно нарушали регламент, что имело серьезные последствия. Это даже зафиксировано международными наблюдателями. В частности, американским агентством. Нарушение регламента приводит к тому, что законы принимаются незаконно. Например, ряд гуманитарных законов, которые зафиксировали церковное беззаконие.
Кроме того, впервые в истории парламентаризма оппозиция не получила в парламенте те должности, которые за ней законно записаны. Это место в президиуме, в частности, место вице-спикера парламента и руководящие должности в комитетах. Включая комитет свободы слова. Власть, которая пришла в 2014 году, все это перечеркнула. Еще одно вопиющее нарушение – работа парламента на протяжении трех лет без действующей коалиции. Это была самая слабая и безответственная Верховная Рада.
— Были ли в деятельности парламента достижения?
— Нет. Никаких достижений я не вижу. Вся так называемая «перемога» этой власти дорого обошлась украинцам. Включая заоблачные газовые тарифы и международные отношения.
Также очень много тяжелых последствий для страны принесли различные законы. Например, закон об образовании. В частности, статья 7, которая привела к глобальному конфликту в украинско–венгерских отношениях. Также был принят целый ряд законов, которые касались исторической памяти, усугубили конфликт с Польшей.
— Как насчет реформ, за которые голосовала Рада? В Евросоюзе на них отреагировали положительно?
— Нас Европа постоянно хвалит за реформы. Петр Порошенко, когда был Президентом, тоже их хвалил. На днях состоялся 21-ый саммит Украина – ЕС. В заключительном заявлении представители Евросоюза заявили, что Украина должна проводить реформы дальше. Так что же это за реформы такие, которые нужно постоянно проводить? Это означает, что реформ нет. Есть только их имитация.
Образовательная, пенсионная, медицинская и судебная реформы дали отрицательный результат для большинства населения. 80% украинцев положительного результата от реформ не ощутили. С государства просто сняли обязательства по финансированию этих вещей.
— Что парламенту мешает проводить реформы?
— Парламент их не проводил, потому что все реформы являются формальными и вредят населению. Они запущены в интересах крупного капитала и западных партнеров и направлены на сокращение всех социальных программ. Это касается образовательной, пенсионной и медицинской реформы.
— Что вы ожидаете от работы новой Верховной Рады?
— Для Зеленского сложность состоит еще в том, что в реализации «Минска» одних его компетенций недостаточно. Свою роль должен сыграть и будущий парламент, и все международные партнеры, и Донецк с Луганском. При этом нужно учитывать, что выстроенная Порошенко за все последние годы система будет всеми силами противиться прогрессу в урегулировании на Донбассе.
Кроме того, на Президента Зеленского сейчас активно давят наши западные партнеры, прежде всего французский президент, который стал играть лидирующую роль в тандеме с Меркель, что касается урегулирования конфликта на Донбассе.
— У Зеленского пообещали искоренить кнопокодавство, удастся ли ему это сделать?
— Побороть не удастся, потому что это технический момент, который всегда был. У нас в стране из-за кнопкодавства тысячи законов были приняты незаконно. Побороть не удастся, потому что, когда избранные нардепы придут в зал заседания, столкнутся с тем, что им не будет хватать голосов из-за того, что их коллеги по разным причинам отсутствуют в зале заседания, а голосовать то, все равно нужно.
В свою очередь, в европейском парламенте (ПАСЕ) давно побороли данную проблему. Там независимо от того, сколько людей в зале, принимаются решения по количеству голосов присутствующих.