Молодая команда Президента Зеленского с «несистемными» лицами не оправдала надежд людей на улучшение жизни и решительную победу над бедностью. Эксперты называют нынешний кризис управления страной праздником дилентализма и махрового непрофессионализма. О необходимости усиления контроля Президента за деятельностью госструктур и ведомств, а также о сути новой идеологии партии власти корреспонденту ГолосUA рассказал директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
-Павел Николаевич, как вы считаете, происходит ли потепление отношений между Украиной и Россией?
-Базовый тезис – о потеплении отношений между Украиной и Россией – можно считать пока преждевременным выводом. Пока что нет потепления. Я бы сказал, что есть определенные сигналы, которых не было раньше и не могло быть при Порошенко. Пока что речь идет о сигналах на высшем уровне – на уровне первых лиц государства, президентов Зеленского и Путина. Эти сигналы действительно есть, одним из сигналов являются регулярные звонки, с которыми Владимир Александрович обращается к Владимиру Владимировичу. Это тоже важно. Установлена или восстановлена пока что минимальная коммуникация на уровне первых лиц государства.
-А как же все остальные каналы контактов?
-Что касается всего остального, то там действует инерционный принцип. Поскольку государственная машина разогналась по линии перекрытия всех возможных каналов контактов, связей и самолетного сообщения, чтения книжной продукции и всего остального, просмотра телевизионных передач, — всё то, что было заблокировано максимально, а успели много заблокировать, оно так и остается – инерция продолжает работать, действует инерционный принцип работы системы государственного управления — в частности, того сегмента, который отвечает за разнообразные контакты с Россией. Инерция сегодня главенствующая у нас, она никуда не делась. Пока что ситуация такова, как я понимаю, что у Президента нет механизмов и инструментов для того, чтобы хотя бы эту инерцию остановить. То есть, не начинать теперь отменять то, что было принято сдуру и от «большого ума», в поиске в том числе заработков. Ведь у нас очень многие вещи были отмены с Россией для того, чтобы какой-нибудь чиновник срубил себе пару лишних миллионов. И они действительно срубили, причем не пару миллионов, а значительно больше, в том числе за счет того, что мы переплатили за многие вещи.
-Какова ситуация на сегодня?
-Получается, что на верхушке этого айсберга уже пригрело легкое «зеленое» солнышко, уже Зеленский начинает время от времени позванивать Путину, но для того, чтобы отогрелось хотя бы несколько пятнышек возле этой верхушки, нужно очень много усилий со стороны Зеленского. Ему нужно взять под контроль работу ведомств, которые обеспечивают все это, а у него контроль за этим нет.
— Как можно расценивать то, что партия власти меняет идеологию, отказываясь от либертарианства и переходя к центристской политической модели?
-Это все слова, экзерсисы. Как они не понимали, что такое либертарианство, не зная, что это такое, включая того же Руслана Стефанчука, который где-то слышал это слово и умел его произнести правильно, не делая паузы после «либер», точно так же то, что они придумали украинский центризм, это словоблудие. За этим ничего не стоит. Это все вещи, за которыми скрывается пустота. Точно также они, подумав-подумав, когда пролетят как «фанера над Парижем» на местных выборах, сделают идеологию под названием «либертарианский украинский центризм», и тогда соединят ужа с ежом. Это просто пустозвонство, там нет никакой идеологии. Они об этом не думают, это другие люди, у них другие задачи. Они в эти игры не играют. Когда их стали дергать, какая у вас идеология, провоцируя на глупости, вот они глупость и сморозили, а потом уже не захотели это признать и стали дальше в эту глупость зарываться. Теперь придумали меньшую глупость, которую легче объяснить, но наполнить содержанием ее очень трудно. Можно посадить ребят, они распишут украинский центризм как какую-то эклектичную идеологию или полуидеологию. Но все равно они работают по другим моделям, идеологии, которая не предполагает практических действий, поэтому на это не нужно обращать внимание. Это все болтовня.
-Как вы считаете, почему на Донбассе стали стрелять больше, несмотря на очевидное стремление Зеленского к миру?
-Стреляют больше, потому что генералы с двух сторон боятся, что не успеют освоить те деньги, которые им нужно освоить на этот год, если Зеленский остановит и даст приказ отвести войска и перестать стрелять. Они выстреливают те боеприпасы, которые должны украсть и продать. Они все стреляют вверх, а оно летит куда попало. Это все коммерческие варианты, всё неуправляемо. Опять же есть неуправляемость из Киева. Неуправляемость Президента и Министерства обороны тем, что происходит на месте. Это всё издержки вольницы Порошенко. Вспомните, когда он только собирался идти в президенты, то называл все это словом «атаманщина». Потом ему придумали «Армія. Мова. Віра», и он отказался от борьбы с атаманщиной. Сейчас это «атаманщина в генеральских погонах», неуправляемость и неконтролируемость из центра.