Марина Иванова
08:00 30/11/2016

П. Рудяков: “Президент еще несколько раз успеет пообещать безвизовый режим украинцам”

Прошедший 24 ноября в Брюсселе 18-й саммит Украина-ЕС стал декларативным, в первую очередь, для самого Евросоюза из-за отсутствия даты введения безвизового режима для Украины. До начала саммита председатель Европарламента Мартин Шульц признал, что в Совете ЕС у нескольких стран, включая Францию, Германию, Италию, Венгрию (а также, по информации европейских СМИ – Бельгию и Грецию) есть оговорки по обсуждаемому механизму приостановления безвизового режима, что на данный момент блокирует предоставление безвиза для Украины и Грузии. О том, когда наша страна может получить безвиз и облегчит ли это жизнь простым украинцам, корреспондент ГолосUA узнавала у политолога-международника Павла Рудякова.

— Павел, что может помешать Украине получить безвизовый режим с ЕС?

— Думаю, что уже ничего не помешает, исходя из уровня, на котором шли переговоры Украины как государства и наднациональных институций Европейского союза, Европарламента, Совета Европы и Европейской комиссии. Тут, насколько я понимаю, все решения согласованы и приняты. И об этом в очередной раз говорили на 18-м саммите Украина-ЕС в Брюсселе.

— Почему тогда нам не дали безвиз?

— С нашей точки зрения, Брюссель ведет себя неправильно: пообещали, мы выполнили требования, поэтому безвиз нам должны были дать. Но кроме наднационального, существует еще и национальный уровень. И на этом уровне у нас проблемы, насколько я понимаю, достаточно серьезные. Сейчас по целому ряду причин европейцы об этом не говорят, утешая нас и наших представителей завлекающими дипломатическими формулами. Вселяют новые надежды, дают новые даты. Но на самом деле все не так просто. Так, Франция и Германия против, они откладывают введение безвизового режима.

К слову, нам предлагают не безвизовый режим, а либерализацию визового. В документах это так и обозначается. Но у нас для массового сознания он называется безвизовым, поэтому для простоты будем и мы так говорить.

— С чем связана позиция Франции и Германии?

— Во-первых, с миграционными рисками, с опасениями, что наше население массово хлынет на Запад и усугубит эту ситуацию. Кроме того, есть и претензии: в ЕС говорят, что Украина выполнила 144 требования, но общая ситуация в стране остается не до конца такой, которая удовлетворила бы Европу. У нас есть проблемы в судебной, правоохранительной системах, сложности с противодействием коррупции. Мы в глазах европейцев не стали более благополучной и «европейской» страной. Мы — в процессе, можем лишь говорить, нас реформируют. У целого ряда стран это вызывает опасения

— Какие еще страны против безвиза для Украины?

— Недавно выяснилось, что Италия фигурирует в расширенном списке стран, имеющих опасения в отношении безвиза для Украины. Называли недавно и Венгрию, хотя это достаточно странно: ведь  Порошенко привез из Брюсселя очередные обещания, а Гройсман из Венгрии — реальное безвизовое предложение. Венгрия будет давать нам бесплатные национальные визы для въезда на свою территорию и возможность транзита по другим европейским странам. Получается, то, что Брюссель только обещает, Будапешт уже готов дать. У них есть свой интерес.

При этом считается, что поляки двумя руками «за» безвиз для Украины, поддерживают  все это. Тем не менее, несколько дней назад в польских источниках прошла информация от организации работодателей, что они будут ставить вопрос перед польским МИДом, чтобы он не спешил поддерживать Украины в получении безвиза. Ведь, если это случится, украинцы поедут работать во Францию и Италию, Германию. А Польше нужны украинские рабочие.

Сейчас официально называется цифра 300-400 тысяч человек, а неофициально у них работает 1-1,2 миллиона украинцев. Но в течение последующих трех лет Польша готова принять 5 миллионов украинцев. Для них это очень большая проблема, та как польская молодежь уезжает в более благополучные страны. Так что нашим работникам, переехавшим в эту страну, поляки готовы платить свои пенсии. Поэтому польское руководство оказалось в непростой ситуации, ведь ассоциация польских работодателей — авторитетная организация, у нее есть лоббистские механизмы. Получается, если Варшаву спросят: «Так что, даем или не даем безвизовый режим Украине?», поляки могут сразу и не ответить. Или ответят «да», но сохранят сомнения.

Комплекс таких вот вещей, проистекающих из  национальных интересов европейских стран, создает для нас проблемы.

— Надолго ли эти проблемы могут отсрочить предоставление Украине безвизового режима?

— Этот процесс может продлиться, по меньшей мере, до середины следующего года, в лучшем случае. Петр Алексеевич еще пару раз успеет объявить о следующих датах, как он это делает — раз в три месяца. Последний раз безвиз был обещан 24 ноября, так что как раз под Новый год нам снова это посулят, в новогоднем обращении Президент может назвать дату на Сретенье, 15 февраля. А потом еще успеет пообещать 1 апреля, а после — 30 мая, с тем, что в июне, если успеют до лета, это решение может быть принято.  Если нет — оно перенесется на осень, еще затянется.

Но существуют еще очень серьезные проблемы. Мы выполнили наднациональные требования, что касается национальных интересов стран-членов ЕС, опасения в отношении нас остаются. И мы не можем на это повлиять. Это создает своеобразный «люфт»: теоретически ситуация могла бы решиться 25 ноября, но для этого должны совпасть интересы уже названных пяти стран, включая Бельгию.

При этом, Шульц заявил, что Венгрия колеблется, а премьер Венгрии почти в то же время сказал в Будапеште на пресс-конференции, что предоставляет нам бесплатные визы. У нас поток людей в Венгрию невелик, те, что туда ездят — это венгры из Закарпатья. Они не зависят от виз. Но это, во-первых, акт доброй воли по отношению к нам. Во-вторых, Венгрия сейчас играет «во Фронду» по отношению к Брюсселю, все время у Брюсселя к ним претензии по Конституции, разным другим вещам. А Венгрия упирается, не исправляет конституцию. По мигрантам у них тоже своя позиция — не принимать, не пропускать, из того, что Германия предлагает, ничего не делать. Это нам на руку. Венгрия сейчас нам подыгрывает. Думаю, с Нового года они эту свою идею реализуют.

— Нужен ли безвиз Украине настолько, как об этом говорят политики?

— По сути, решение о введении безвизового режима нам очень мало дает. Это станет не облегчением путешествий, а просто перенесением ограничений на другой формальный уровень, на границы государств, в которые мы будем въезжать с этими своими новыми правами.  Документы, которые мы сейчас подаем в посольства, будем предъявлять по первому требованию пограничнику страны, в которую направляемся.

И это будет не в Киеве, на соседней улице, с которой ты вдруг, если документы возвратили, пошел домой «выпить рюмку» от расстройства. В крайнем случае, заплатил двести гривен и вернулся домой в Одессу. Могут по прилете в Португалию сказать, что не удовлетворяют твои документы. Ведь европейцы прекрасно понимают: у каждого второго из нас какие-то бумаги не в порядке, или справка «липовая», или сумма заработков низкая. Официальные зарплаты в Украине упали настолько, что когда мы говорим, что в банке имеем тысячу долларов, следующий вопрос — откуда? Если зарплата 200 долларов? 

Получается, если европейцы еще немного время потянут, нам нужно будет давать полный безвиз. Так как при официальной зарплате в 50 долларов мы не сможем объяснить, как покупаем билеты или платим за день ночевки 70 долларов. Очень многие не смогут на эти вопросы отвечать.

— Речь шла о предварительном разрешении на въезд…

— Насколько я знаю, эта идея сейчас только прорабатывается, ведь у нас — довольно слабые переговорщики, бывали сильнее составы. В МИДе свои задачи.  Чтобы не перегружать самолеты, пока придумали направлять бумаги, которые мы раньше носили в посольства, в  страну первого въезда. Если они говорят, что все в порядке — получаешь разрешение. Понятно, что на первых порах не будут пускать каждого тридцатого. Для большого количества людей это станет финансовым и моральным испытанием. И, потом, это — формальный отягчающий повод, для въезда в другие страны.

— Безвиз откладывался и из-за отсутствия механизма приостановки…

— Сейчас не существует институционального механизма приостановки безвизового режима. А опасения, что мы купим «билет в один конец» и все отсюда рванем, остаются. «Черную» одноразовую работу там всегда можно найти. Сейчас волна мигрантов в ЕС с Ближнего Востока и стран Северной Африки вроде бы уменьшилась, но она в любой момент может появится опять. Если к этой миграции мы добавим хотя бы миллион своих, а это вполне реальная цифра, по оценкам экспертов, для ЕС ситуация будет крайне сложной.

Основная проблема в выработке этого механизма — не отдавать его «на откуп» национальным правительствам, чтобы существовала юридически закрепленная возможность для действий наднациональных органов. И вот тут они не могут договориться, остались мелкие детали. Но европейцы используют это как повод, чтобы и дальше «рассказывать нам сказки».

Читайте также по теме