С уходом от власти Порошенко массовые переходы общин в ПЦУ прекратились. Но вялотекущий церковный конфликт никуда не делся. Волна переходов общин в новую церковь, которая ранее захлестнула запад, север и центр Украины, схлынула, тем не менее, она оставила после себя десятки тлеющих по стране локальных конфликтов. Хотя ПЦУ признали три православные церкви — Константинопольская, Элладская и Александрийская, будущее Православной церкви Украины не предопределено, считают эксперты. О расколе в мировом православии и роли Украины в этом процессе корреспонденту ГолосUA рассказал руководитель информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
— Павел Николаевич, на ваш взгляд, какая судьба ждет Православную церковь Украины?
— Сейчас достаточно серьезные вещи происходят, и каждое из этих событий является составной частью более глубокого процесса, о котором уже говорят все и везде, в том числе и у нас, и называется он раскол мирового православия.
— Украина в этом процессе играет основную роль?
— Безусловно. Мы стали отвёрточкой, вернее, нас сделали отвёрточкой, которая сковырнула верхний люк, верхнюю крышку этого раскола. Конечно, противоречия существовали в мировом православии, они накапливались не один десяток, ни одну сотню лет, но вот эта умелая рука отвёрткой в нашем виде сковырнула люк, и всё это накопившееся вышло на поверхность. Сейчас очень много пишут и у нас, и за рубежом о расколе в православном мире по линии «греки и не греки».
— Это церковный раскол, а не мировоззренческий?
— В данном случае — это церковный раскол. Православная церковь, как институция, по канонам едина, но есть национальные отдельные церкви. Поэтому процесс раскола пошел в связи с тем, что уже прошло два признания ПЦУ со стороны поместных церквей. Этот процесс идет. Очевидно, еще будут какие-то признания неканонической ПЦУ в ближайшем времени, или уже это перенесется на следующий год.
— Это, вероятно, усугубит церковный раскол…
— Безусловно. Любое признание неканонической ПЦУ тянет за собой реакцию других церквей, которые вынуждены дистанцироваться от тех, кто признаёт ПЦУ. Таким образом, признавшие ПЦУ церкви становятся вне канона на догматическом уровне. Поэтому, собственно, для Украинской Православной церкви во главе с Блаженнейшим Онуфрием создает дополнительную угрозу, даже не одну. Во-первых, таким образом, это как бы стимулирует те силы извне, которые у нас занимаются рейдерством церквей. При Порошенко они начали, затем затихли, а теперь вновь возобновляют захваты храмов, переводы общин, все происходит вне закона. Сейчас всё это пошло активнее.
Когда государство потеряло к этому процессу интерес, вроде бы все утихомирилось, хотя не ушло… Не вернулись же те храмы, которые были захвачены ранее, с одной стороны, а с другой стороны, тут же есть еще то, о чем мы, по сути, забыли. Ест соглашение между Вселенским патриархом и Вселенским патриархатом и государством Украина, которое 3 ноября 2018 года подписал Петр Порошенко с Вселенским патриархом Варфоломеем в Стамбуле.
— О чем было данное соглашение?
— Текст этого соглашения никогда не был опубликован, он неизвестен. К нему есть приложение. Вскоре после подписания было очень много всяких догадок, что там якобы Порошенко пообещал за этот Томос целый ряд объектов. Андреевскую церковь уже передали, есть объекты, в том числе, и в Одессе (там мужской монастырь и один храм), которая никогда не входила в ту метрополию, на которую мог бы претендовать Варфоломей, и так далее. Пока это все не подтверждено. Даже сейчас Зеленский, вернее, сотрудники Офиса Президента, не публикуют текста этого соглашения. Есть ли он, нет ли – не ясно. Но для УПЦ это таит угрозу. Если этот список объектов существует (22 объекта), которые действительно обещало государство Украина передать Вселенскому патриархату, то это объекты УПЦ, а не чьи-либо. Пока этому нет подтверждения, но все выглядит реально.
— Какой была договоренность Порошенко с Варфоломеем?
— Была тогда такая договоренность: Варфоломей берет на себя признание ПЦУ мировым православием, Порошенко отдает ему за это объекты. Вот сейчас два иерарха признали ПЦУ, значит, сейчас должны несколько объектов «перелететь в карман» Варфоломея. Если это перелетит, значит, это будет прямо ущемлять права, и в том числе имущественные права, Украинской православной церкви. В этом большая проблема. Таким образом, мы превращаемся в страну, которая продает душу: мы всё уже продали, осталась земля и душа.