П. Рудяков: «Профессиональный уровень этого созыва Верховной Рады будет еще ниже предыдущего»

Владимир Зеленский заявляет достаточно прорывные вещи, которые нравятся людям и отвечают их чаяниям, но за короткое время своего президентства он допустил пару неправильных шагов, реплик и высказываний, которые наводят на мысль о том, что лучше бы в Верховной Раде был баланс политических сил, считают политологи. Однако в парламенте будет однопартийное большинство, при этом «Слугу народа» составляют преимущественно люди без политического бэкграунда, у этой партии очень пестрый и малоизвестный состав. О том, что может измениться в новом политическом цикле и каких новаций от власти могут ожидать украинцы, корреспонденту ГолосUA рассказал политолог, директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.

— Павел Николаевич, получится ли у «Слуги народа» набрать конституционное большинство?

— Безусловно, у «Слуги народа» могут быть коалиционные партнеры, с которыми у «СН» получится очень много голосов – за 300. С ситуативными коалиционными партнерами у этой политсилы может получиться конституционное большинство и даже с запасом. Что касается оппозиции, то, с одной стороны, в оппозиции будет патриотическая партия Порошенко, а с другой стороны – условно говоря, «партия мира» — «Оппозиционная платформа – За жизнь».

— Может ли у нас измениться государственное устройство?

— При слабости оппозиции – и той, и той, при таком перевесе сил «Слуга народа» сможет реализовать свои интересы и даже изменить государственное устройство. Понятно, что объединяться порошенковцы и медведчуковцы никогда не будут. Они будут каждый в свою сторону тянуть для того чтобы блокировать какие-то решения, а у «СН» будут силы проводить какие-то решения. В ситуации если «Слуга народа» и коалиционные партнеры начнут реализовывать свои интересы — как явные декларируемые, так и тайные (последние продвигаются от олигархических личностей, кланов и групп), то они могут принимать конституционным большинством какие-то законы и даже конституционные акты проводить, могут изменить сегодняшнее устройство системы государственного управления в свою пользу для того, чтобы реализовывать свои интересы.

— Можно ожидать такого развития событий?

— Это вполне возможно. Понятно, что мы сегодня сильно идеализируем политическую силу «Слуга народа», что вот новые лица будут теперь отстаивать интересы государства, интересы большинства населения, это не так. Они будут отстаивать интересы тех представителей крупного капитала, благодаря которым они туда попали. Поскольку профессиональный уровень, насколько предварительно можно судить, этого созыва будет еще ниже, чем был предыдущий (он был на «уровне плинтуса» — все эти «гаврилюки», «парасюки», все было очень примитивно), то при таком низком профессиональном уровне можно проводить решения, которые теоретически могут повлиять на изменение государственного устройства страны.

— Сегодня любят говорить о либертарианстве…

— Это пустой звук. Во-первых, есть несколько вариантов либертарианства. Во-вторых, в чистом виде оно нигде не применяется. Это идеологическая конструкция, концепция в чистом виде не может быть применена, потому что это вещи более общего характера. Это, по сути, теория, а нужны практические инструменты, рычаги, шаги, механизмы, которые позволяли бы эти либертарианские идеи и концепты реализовывать в нашей практической деятельности. Если эту идеологию реализовывать, допустим, во Франции и у нас, то получатся практически совершенно разные модели.

— Какие риски могут ожидать нашу страну?

— У нас есть сейчас система органов государственного управления – эта система худо-бедно функционирует. Так, Генпрокуратура – осуществляет вот это, Министерство внутренних дел – вот это и т.д. К тому у нас уже создана целая структура антикоррупционных органов, которые включены в общую систему власти. Сейчас, если, исходя из сегодняшних соображений, нарушить этот баланс, «пустить все с молотка», то это вообще может перевернуть наш силовой блок. И так далее, в том числе это компетенция парламента, компетенция правительства, в том числе эти приватизационные вещи, которые сейчас должны пойти. Если они возьмутся и у них нет оппозиции в парламенте, то, допустим, вечером, ужиная в ресторане, они набросали на бумажке: «тебе это, а мне вот это, принимаем вот этот закон и делаем вот так», то это очень серьезная опасность для страны.

— На ваш взгляд, сможет ли Зеленский достичь взаимопонимания с Путиным?

— Я думаю, что у новой власти есть необходимость решать с Путиным вопросы по урегулированию конфликта на Донбассе. То есть, это объективно так. Есть также серьезное давление со стороны немцев, французов и даже американцев на восстановление диалога на высшем уровне между президентами России и Украины. Во всяком случае Зеленский предупреждает, что он вынужден будет это делать. Есть целый ряд прямых признаков. Это хорошо, потому что все равно надо восстанавливать диалог с Путиным, с Россией, с Москвой. Вопрос в том, что может быть предметом этого диалога. Если восстанавливать диалог с Путиным для того чтобы выяснить, чей Крым, то это бесполезно: Путин знает, чей Крым.

Читайте также по теме