Президентская гонка в Украине набирает обороты, и основными игроками в ней остаются Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. При этом сегодня вполне очевиден серьезный отрыв Тимошенко от остальных кандидатов. Политологи считают, что пока рано говорить о перспективах второго тура, однако если Тимошенко побеждает во втором туре, то организуют третий. Эксперты полагают, что в третьем туре может победить Порошенко, и это будет значительный шаг назад для нашей государственности. Своими прогнозами о вероятности победы на президентских выборах того или иного кандидата с корреспондентом ГолосUA поделился директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
— Павел Николаевич, возможен ли у нас грузинский вариант выборов, когда действующий Президент не будет выдвигать свою кандидатуру?
— Президентские выборы в Грузии будут в октябре, и нынешний президент Георгий Маргвелашвили уже снял свою кандидатуру по требованию Запада. С нами еще серьезно послы не говорили. Время еще есть. Мне кажется, что у нас этого не будет. Порошенко не будут ограничивать в его праве идти на второй срок. Грузинский сценарий несколько другой. Многие политологи говорят, что Порошенко Западу надоел, что Порошенко их не устраивает, он такой-сякой, наш взгляд переносится на закулисную западную политику. Мне кажется, что это не так.
— В Грузии меняется вся схема выборов?
— Безусловно. У них меняется вся схема. Эти выборы президента у грузин будут последними всеобщим голосованием. Потом они переходят к выборам, когда будет комиссия избирателей 150 +150, они хотят ввести ее в следующем году, При этом, президент у них теряет часть полномочий. Поэтому партия власти Бидзина Иванишвили меньше заинтересована в сохранении президентства как «вывески» демократии.
— Каковы шансы на президентство у Медведчука? Это ставка России?
— Россия будет продолжать делать ставки, но пока сигналов этого нет. Сейчас Медведчук вышел из тени и объединился с Рабиновичем. Медведчук сам себя не выдвигает, поскольку реально оценивает отношение к себе. Его образ накачивали негативом многие годы, и он остался «декоммунизированный». Поэтому вряд ли это может быть ставка России. Он не избираем. Его технологически нельзя выставлять, не потому что он плохой. Он очень хороший, серьезный политик, умный. Но с точки зрения образа, который сформировали, он не избираем. Он заметный человек, поэтому сейчас его выход и появление здесь вызвало волну повышенного внимания к нему. Мое мнение, что не будет единого кандидата от Юго-Востока, от Оппоблока. Они не договорятся. По крайней мере, их будет двое-трое. Но это уже, скорее, парламентские проекты с разминкой на президентских выборах, чем реальная борьба на президентских выборах.
— Каковы шансы на победу в президентских выборах у Юлии Тимошенко?
— Многие политологи постоянно хвалят Юлию Владимировну, главное – возбуждать интерес к этой политической фигуре. Вот уже очень серьезные люди заговорили и стали писать о том, что это комбинация не двухходовая, а трехходовая. В результате группа, которая у Виктора Медведчука будет поддерживать Юлию Владимировну. То есть, это все не так просто. Нужно еще за этим последить. Вообще-то, мы страна третьего тура. Вспомним, что Ющенко у нас победил в третьем туре в 2004 году, и таким образом мы создали прецедент.
— Готов ли Запад поддерживать Порошенко?
— Сегодня нельзя говорить, что Порошенко – это отрезанный ломоть. Он крупный политический игрок, который входит в тройку фаворитов будущей президентской кампании. Запад готов поддержать Петра Порошенко. Однозначным сигналом к тому, что Запад готов играть с Порошенко, стали два саммита — «ЕС – Украина» и саммит НАТО. Петр Порошенко прогнозируем для Запада. Еще не выполнено очень много обещаний, которые Петр Алексеевич обещал Западу. Если Порошенко уберут, то все обещания останутся невыполненными.
При определенной работе админресурс может дать Порошенко до 7% рейтинга. У Порошенко есть репрессивный ресурс, и он будет направлен против Тимошенко, но может достаться и кому-то другому. Это все на грани и даже за гранью фола. Слишком много неизвестных в уравнении, трудно конструировать какие-то схемы.
— Будет ли в предвыборной кампании применяться силовое давление на оппонентов?
— Силовой ресурс – это мордобой. Есть репрессивный ресурс — это ГПУ, СБУ, фискальная служба. Думаю, они будут избирательно объяснять людям, что не стоит делать то, что они собрались делать. Это очень серьезный ресурс для нейтрализации каких-то кандидатов. Если политолог Виталий Кулик прав, то там будет 40 кандидатов, то 20 из них при желании можно вышибить именно таким путем. У нас же идет этот процесс, у нас репрессивная машина работает. Когда уже прояснится картина, кто выдвинулся, и кто уже четко будет выдвигаться, станет понятно, чьи деньги стоят за тем, кто выдвинулся, и технологи Порошенко уже окончательно распишут стратегию избирательной кампании, план – вариант 1, вариант 2 – тогда эти методы будут применяться по нарастающей. Это очень результативные меры, поскольку против лома нет приема. Если даже ты идешь защищаться в суд, то ты на это теряешь 2-3 месяца до года, а в это время выборы уже прошли, а ты, если и выиграл свое дело, то это свое судебное решение можешь только в рамочку поместить и на стенку повесить. Это, к сожалению, очень действенный ресурс. Я рад бы был ошибиться но, по-моему, у нас будет именно так.