В Софийском соборе в Киеве 15 декабря прошел объединительный собор, задачей которого было создание поместной украинской православной церкви. Предстоятелем единой Православной церкви Украины был избран митрополит Епифаний. Вселенский патриархат признал итоги собора и пригласил Епифания на Фанар 6 января 2019 года для вручения томоса. Однако приветственной радости от других православных церквей мира вряд ли приходится ждать. Ни одна из первых шести по диптиху православных церквей поздравлений не прислала, а в Русской православной церкви объединительный собор назвали «канонически ничтожным». В Украине больше нет таких юридических лиц, как Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Соответственно, здесь возникают статусные, имущественные вопросы, переназначение архиереев, которые сейчас формально лишены своих званий. Эксперты говорят, что процесс пойдет очень сложно, а имущественные споры будут чрезвычайно кровогенны. Между тем Стамбул мечтает вернуть себе ставропигии, в том числе Лавру. Эти вещи настолько взрывоопасны, что их надо остановить, но у нас, напротив, идет накручивание гаек. Об опасности церковного противостояния в стране и весьма болезненных имущественных вопросах, в случае если будут отбирать храмы и монастыри, корреспонденту ГолосUA рассказал директор информационно-политического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
-Павел Николаевич, получит ли Киев с получением Томоса статус Третьего Рима, о чем заявляют некоторые политики?
-Это такой образ. Естественно, реально этого не будет. Тут не о чем даже говорить — не третьего, не пятого и не десятого Рима. Можно поиграть цифрами, но надо подождать и посмотреть текст этого Томоса. В его уставе, который нам Стамбул предложил, написано, что вновь созданная автокефальная православная церковь Украины (думаю, что останется именно это название), реальной автокефалией не будет. Это будет автономия, и эта церковь будет не пятнадцатой в числе так называемых сестринских православных автокефальных национальных церквей, а 61-ой епархией Вселенского или Константинопольского патриархата. Она будет по размерам в 2 – 2,5 раза превышать все остальные епархии Варфоломея вместе взятые, но, тем не менее, по статусу она будет на уровне одной из епархий, по крайней мере, об этом свидетельствуют те утечки устава, которые появляются в СМИ. Оригинала я еще не видел. Украинская православная церковь получает автономию и самоуправляемость в рамках подчиненности Вселенскому патриархату, который будет решать все принципиальные вопросы.
-Украинская православная церковь будет напрямую зависеть от Вселенского патриархата?
-Безусловно. Но я думаю, что у нас в Украине будет экзарх, кроме митрополита Киевского, вновь избранного Епифания. Сейчас два экзарха назначены у нас, и никто их не отзывал. Никто с той стороны их не отзывал и даже не говорил о том, что экзархи прекратят свои полномочия и деятельность в Украине. Я думаю, что или оба они останутся у нас, или попеременно кто-то из них будет здесь находиться. На «донецком» языке, от которого мы отвыкли, это называется «смотрящие». Это будет экзарх, который будет «смотрящим» соответственно и за финансовыми потоками, как мы все понимаем, что вера — это не только благодать, но и серьезные финансовые ресурсы, имущественные вопросы. Думаю, что экзарх будет руководителем всех этих вопросов.
— Третьим Римом Украина не станет?
-Что касается Третьего Рима, то нам лестно, нам приятно, но это только для внутреннего потребления и то не для всех граждан — а только для тех, у кого как бы есть вера в то, что таким словам можно доверять.
— Будут ли ущемлять права Украинской православной церкви Московского патриархата?
-К сожалению, будут. Будут ущемлять, будут мучить, будут пытаться, что называется, вставлять палки в колеса.
-Верховная Рада приняла закон о переименовании УПЦ в РПЦ…
-Переименование – это дело опять же внутреннего употребления. Так Парубий может и Россию переименовать. Мотивировку мы найдем. Назовем Московией. Попросим Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций, чтобы она их переименовала и назвала Московией. С нас станется. Но дело в том, что это серьезные вещи с очень серьезными последствиями, в том числе — имущественными.
-Какие имущественные вопросы могут быть подняты?
-У нас меньше об этом говорят — о том, что Константинопольский патриархат восстановил свою ставропигию (это прямое управление из Стамбула. – Ред.). Там есть перечень имущественных объектов, в том числе туда входит Лавра, которая принадлежала ранее (до 1686 года. — Ред.) Константинополю. Там есть претензии, и этим претензиям мы уже дали гарантии на государственном уровне. Я думаю, что это одна из причин, почему не публикуется договор, подписанный Порошенко и Варфоломеем, поскольку там есть имущественные обязательства. Соответственно, сейчас пойдет процесс перераспределения тех приходов, которые были у Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Перестройкой будут заниматься Варфоломей и экзархи, которые здесь будут. Все это очень болезненно, потому что это имущество и это большой ресурс, то есть там обиженных будет много, в том числе среди тех, кто голосовал на этом соборе 15 декабря, это очень непростые вещи. Соответственно, сейчас начнется суматоха, ведь собор не поставил точку. Он поставил точку только в этом подготовительном процессе и открыл новую страницу. Сейчас эта страница будет писаться. Поскольку мы в последнее время пишем все как попало, а если речь идет об имуществе, то мы пишем все с помощью рейдеров, то, к большому сожалению, думаю, приходится ждать и опасаться в этой церковной сфере очень сложного периода, особенно по отношению к Украинской православной церкви.