Заканчивается 2020 год, поэтому самое время подводить итоги. ГолосUA решил разобраться, каким этот год стал для украинцев и к чему им готовиться в 2021 году, спросив об этом у политолога Павла Рудякова.
— Павел, каким был 2020 год для Украины?
— Вряд ли этот год можно назвать успешным, но политический процесс идет. Однако стабилизации политической ситуации в стране не произошло, ярких лидеров не появилось. Поэтому 2020 год, скорее, стал рутинным.
— При этом главное обещание Зеленского о восстановлении мира на Донбассе до конца 2020 года так и не было выполнено…
— Это микс внутренней и внешней политики. В интерпретации международного трибунала в Гааге на Донбассе происходит смесь немеждународного вооруженного конфликта и международного вооруженного конфликта. Соответственно, конфликт на Донбассе смесь внутренней и внешней политики.
В этом году были положительные моменты по урегулированию конфликта на Донбассе – усиленный режим прекращения огня. Это безусловный шаг вперед. Значительно сократилось количество обстрелов и заметно сократилось количество жертв и пострадавших среди военных и мирного населения. Это единственное, что удалось сделать в этом году. Однако этот шаг помогает двигаться к восстановлению мира, а не перемирия, которое включает в себя разведение войск на Донбассе и целый ряд других мероприятий, а также переход к политическому урегулированию конфликта. Пока этого не произошло, говорить о том, что есть успехи в урегулировании конфликта на Донбассе не приходится. Тем более что всеобъемлющее политическое урегулирование конфликта — это еще не конец. После этого должна начаться реинтеграция Донбасса, но об этом сейчас даже никто не вспоминает.
— Что препятствует реинтеграции Донбасса?
— Нет политической воли. Наша власть находится под внешним контролем. Кроме того, «партия войны», которая была при президенте Порошенко, сохранила свои позиции. Она определяет дискурс и политический курс страны. Новые лица – Президент Зеленский и его команда изначально говорили одно, а на деле продолжают политику Порошенко.
— Назовите главные политические провалы 2020 года…
— Неудачи были. К мелким можно отнести местные выборы. Было много суматохи, вызванной кардинально измененным избирательным законодательством. В итоге многие участники и организаторы выборов не могли в нем разобраться. В итоге все это привело к тому, что, например, в Запорожье избрали двух председателей областного совета. Одного подпольного, а второго надпольного. Это произошло не только в Запорожье, а в других областях местных советов разных уровней.
Если говорить о провальных ситуациях, то это история с Конституционным судом. Имею ввиду атаку КСУ Президентом Зеленским, вопреки всем возможным нормам, процедурам и логике. КСУ должен быть над всеми. Это последняя инстанция судебной власти и арбитр всех политических процессов в стране, на что указала Венецианская комиссия. Именно ситуация с Конституционным судом привела к политическому кризису. Нет никакого конституционного кризиса в стране, есть только политический. Президент вопреки своим полномочиям пошел против КСУ, чем по сути расшатал всю политическую систему в стране до такой степени, что с ней могло произойти то, что случилось со столбами на Шулявском мосту. Система могла просто обрушиться, но ее удалось удержать, потому что парламент отказался идти на поводу у Зеленского.
Также к провалам можно отнести умение власти справляться с пандемией коронавируса. Хоть это и проблема медицинского характера, но в действиях власти очевиден полнейший провал.
— Разочаровались ли украинцы во власти по итогам года?
— Все социологические опросы показывают, что разочаровались. Данное разочарование нарастало в течение года. С одной стороны, люди разочарованы Президентом и его партией «Слуга народа», но с другой стороны, социологические опросы показывают, что у Зеленского нет соперников. Все равно среди политических персонажей Зеленский останется на первом месте. Для него нет альтернативы. Если бы сейчас проводили президентские выборы, то Зеленский бы с отрывом победил своих соперников. В свою очередь «Слуга народа» потеряла свои рейтинги, но вместе с тем по итогам местных выборов, она остается во главе всех политических партий. Хотя у нее значительно сократился отрыв от ОПЗЖ и «Европейской солидарности».
— Если украинцы продолжат разочаровываться во власти, может ли это привести к досрочным парламентским выборам в 2021 году?
— Думаю, что да. Парламентские выборы в 2021 году один из возможных сценариев. Может так получиться, что сложится новая конфигурация внутри «Слуги народа» и групп влияния, которые в этом задействованы. Тогда потребуется «перетряхнуть» Верховную Раду. В этом году произошло много столкновений внутри различных групп влияния, которые связаны с большим отечественным капиталом и сигналами со стороны внешнего управления. По ряду моментов возникли «терки». Крупный капитал готов к тому, чтобы ослабить власть. Ресурсная база сужается, причем достаточно критически. Если пирог раньше делили между внешними и внутренними, то для сейчас меньше ресурсов становится для внутренних. Они начинают ерзать. Поэтому процесс может пойти дальше, тогда возникнет необходимость очистить «Слугу народа» от «соросят», работающих на внешнее управление. Создать не монобольшинство в Раде, а коалицию между несколькими фракциями для олигархических проектов. Тогда досрочные парламентские выборы могут огласить в рекордно быстрые сроки.