Практически весь 2020 год прошел в проблематике пандемии нового коронавируса. От украинской власти звучали обещания восстановить санитарно-эпидемиологическую службу, отменить медицинскую реформу, начатую в 2017 году, исправить другие губительные направления в медицине и социальной сфере. Но обещания остались невыполненными. Пандемия сгладила остроту экономического кризиса, когда много говорили о симптомах заболевания, но мало сделали для повышения экономической состоятельности страны. Многие проблемы 2020 года переходят в новый 2021-й. В интервью ГолосUA их анализирует лидер Левых сил Украины Петр Симоненко.
– Петр Николаевич, как Вы считаете, что необходимо сделать и исправить в 2021 году, чтобы снять вопрос заболеваемости коронавирусом в Украине?
– Вопрос о пандемии – это лакмусовая бумажка, которая дает ответ на вопрос, в состоянии ли нынешний режим решать задачи, возникающие в экстренном порядке. Тенденции политической, экономической, социально-экономической, гуманитарной жизни в Украине усилились негативными процессами разрушения Украины еще и пандемией. В этих условиях лакмусовой бумажкой являются способности власти профессионально рассмотреть эту проблему, максимально сконцентрировать человеческие, финансовые, технические ресурсы в системе здравоохранения. Не в системе медицины, которая предусматривает сегодня получение прибыли на ухудшении состояния здоровья народа, а именно системы здравоохранения, которая работает на упреждение, чтобы защитить состояние здоровья человека. В данной ситуации 2020 год трагичен по своим последствиям на несколько лет вперед, если этот режим сохранится и сохранится направление реформ в Украине. Что нужно сделать в 2021 году? Очевидным является, учитывая проблему предстоящей вакцинации, определение и принятие политического решения, откуда и как вакцину доставлять, подготовить кадры, чтобы они были готовы были вакцинировать и не просто говорить о том, что укололи и все. Нет. Здесь должна работать целая система.
– Как раз такой структуры и нет, которая могла бы взять на себя такую задачу…
– Я об этом и веду сейчас разговор. Для этого уже сейчас надо принять радикальные меры. Надо, безусловно, сконцентрировать финансы. За счет чего? Те же 1,5 %, которые идут на войну, отправьте сейчас в коронавирусный фонд. Куда эти ресурсы определить? В первую очередь нужно вернуть профессионалов в медицину. За годы реформы Супрун 34 тысячи врачей покинули наши медучреждения, а это профессионалы. Это те, кто имеет колоссальный опыт, прежде всего, и советского периода, подготовленные в советской школе медицинских учреждений. Это действительно те профессионалы, которые сегодня нужны. Нужно вернуть систему инфекционных отделений, которые уничтожили. Вернуть и восстановить систему туберкулезных диспансеров. Вернуть и систему, которая имеет отношение к заболеваниям психическими расстройствами. Если туберкулезное отделение не помогает лечить человека, он гораздо быстрее заболевает коронавирусной инфекцией, потому что туберкулез – это болезнь легких. Это социальная болезнь, очень ослабленный иммунитет и так далее. Психическими расстройствами у нас страдает больше миллиона. Я говорю о серьезных вещах. Все, что надо сделать, это восстановить сегодня систему, которая обеспечивала нормальную организацию медицинской помощи для наших граждан.
– В связке с пандемией идет и экономический кризис… Как следует изменить экономическую стратегию Украины на 2021 год?
– Эту стратегию нужно менять с учетом реальной поддержки украинского производителя. Политика со стороны государства должна идти по двум направлениям. С одной стороны, дать возможность получить дешевые кредиты, а я утверждаю, что надо нулевую ставку сейчас вводить, делать товарную эмиссию под конкретную программу. Эти деньги не будут приводить к инфляции: это растягивается во времени, это закупка оборудования, монтажные работы, подготовка рабочей силы и прочее-прочее. Внутри Украины должна быть радикально изменена политика. Национальный банк и коммерческие банки должны работать на производителя, а не на надувные финансовые шарики и пирамиды, наподобие ОВГЗ и тому подобное. ОВГЗ – это по сути дела государственная поддержка олигархов. Олигархи имеют банки, а практически 30 % украинского долга – это ОВГЗ. Должна быть поддержка реального производителя через такую государственную политику. А второе – это защита нашего рынка для нашего украинского производителя. Конечно, нужно требовать качество, доступность по ценовой политике, но обеспечивать рынок. Надо ограничить различными налоговыми условиями ввоз продукции из-за рубежа. Это все решаемые вопросы, но здесь нужна политическая воля, основанная на реальной независимости государства и реальной независимости политиков. На вопрос, в состоянии ли они сегодня это реализовать, отвечаю: нет, потому что они не примут решение такого радикального порядка, которое требует действительно политической воли. Никто из них не обладает политической волей. Это марионетки.
– Кстати, принятый госбюджет Украины на 2021 год и смена в 2020 году правительства Гончарука на правительство Шмыгаля не дает никаких предпосылок оптимистично смотреть на экономику и финансы Украины в будущем?
– Здесь вам может показаться, что я немного отвлекся, но недавно я с ужасом прочитал информацию о том, что у нас не учтено было по зерновой группе 5 или 6 миллионов гектаров земли. Вы представляете объемы коррупции и воровства? Что такое 5-6 миллионов гектаров земли. Если каждый гектар будет давать 3 тонны, а это 30 центнеров, умножаем на 6, это получается 18 миллионов, а 18 миллионов умножьте на 200 долларов, если по этой цене продавать тонну пшеницы. Даже если по сто долларов взять, то это два миллиарда долларов. Теперь умножим на 20. Оказывается, у нас 60 миллиардов гривен украли. Говоря о бюджете, я с ужасом думаю об этом. В стране фальсифицирован учет, а если нет объективной и честной статистики, то не может быть реального бюджета. Это не реальный бюджет, а высосанный из пальца. Они инфляционными методами считают доходную часть бюджета.
– Кстати, по поводу земли. В 2021 году нас ждет открытие рынка земли с 1 июля. Что Вы ожидаете от этого события?
– Безусловно, произойдет тенденция по резкому усилению внешней зависимости. Здесь многие факторы могут сказаться. За землю заплатят банки как украинские резиденты, а целый ряд банков будет получать оборотные капиталы из-за рубежа, у них же собственники за рубежом. А потом как раз банки получают возможность выдавать кредиты. Они повыдают кредиты тем, кто сегодня распоряжается этой землей. Эти банки просто позабирают землю попавших к ним в зависимость. Эта воровская схема лежит на поверхности.
– Очевидно, это приведет и к напряжению среди сельского населения?
– Безусловно, во-первых, в сельской части, потом будет резко усиливаться вопрос продовольственной безопасности. Здесь очень много вопросов возникает. Вопрос земли – это последний Рубикон, который Украина уже сдала. Потеряв промышленный потенциал, потеряв кадровый потенциал, потеряв землю как основу государственности, мы с вами понимаем, что этого государства нет.
– Вы уже упоминали проблему Донбасса в контексте бюджета, который Украина тратит. Получается так, что ситуация на Донбассе в 2020 году будто отошла на второй план. Это было сделано искусственно или намеренно из-за того, что власть не может урегулировать ситуацию на востоке Украины?
– Даже если кто-то пытается сказать, что отодвинул эту проблему на второй план коронавирус, то есть пандемия, я не согласен с этой точки зрения. До пандемии, когда еще готовилась декабрьская встреча в Нормандском формате в прошлом году, было очевидно, что нынешний режим, который возглавляет Зеленский, не собирается выполнять Минские соглашения, а тем более разрешить мирным путем завершение этого конфликта. Сейчас они не в праве самостоятельно принимать какие-то меры по прекращению войны, потому что очевидно, что им диктуют, исходя из геополитических интересов, Соединенные Штаты. Если только 2021 год не даст ответ на то, что официальный Киев садится за стол переговоров непосредственно с представителями Донбасса, если в ходе этих переговоров официальный Киев не предложит программу усиления местных органов власти по примеру Донбасса, если эти вопросы не будут решены с точки зрения того, что будут предоставлены серьезные концептуальные изменения в Конституцию, то я могу утверждать, что Украина окончательно потеряет Донбасс и далее все разговоры о мирных процессах просто будут лишний раз прикрывать срамное место этой паршивой поганой власти у нас в Украине.
– Важным событием 2020 года в Украине стали местные выборы. По данным ЦИК, среди всех новоизбранных депутатов разных уровней 96 % являются беспартийными. О чем это свидетельствует? Не получается ли, что у людей, которые победили на местных выборах, нет никакой идеологической основы, а это значит, что они купили места и они могут в любой момент изменить свою принадлежность к той или иной политической силе?
– Это характеризует лживость всей той политики, которую проводит сегодня политический муляж «Слуги народа». Выборы проводились практически по пропорциональной системе, потому что если более 10 тысяч избирателей, то там только по партийным спискам. А это право народа на выбор соответствующей программы, знание кадров, которые эти партии предлагают, на повышение ответственности на реализацию этих программ как через внутрипартийную дисциплину, так и через демократические процедуры ответственности перед избирателем. Коль все оказались беспартийными, то это была просто ширма, чтобы обмануть людей. Есть еще один нюанс. Было двадцать именных партий под имя мэра того или иного города. Это очень опасная тенденция, что эти местные выборы по сути дела укрепили позиции удельных князьков, и они усилили их позиции по деребану государственного бюджета Украины. Это усиление не с точки зрения решения социальных проблем на местах, а с точки зрения использования этой власти для обогащения определенной группы через дележ того же бюджета.
– В 2021 году прогнозируют отставку правительства и даже досрочные выборы Верховной Рады. Даже если это произойдет, то принесет ли это качество в украинскую политику?
– Мы не в первый раз сталкиваемся, что вопрос о возможной смене правительства ускоряется через вбрасывание в информационное пространство. Ускоряется, потому что, скрывая официальную статистику, они понимают, что усиливаются негативные тенденции и социальный взрыв неизбежен, ведь тарифы сейчас подняли. И это повышение надо будет на кого-то списать, а это дальнейшее обнищание людей со всеми вытекающими последствиями. Этот комок прорвет, как нарыв. Для того, чтобы в очередной раз снимать общественные напряжения, они запускают информацию, что будет смена правительства, чтобы формировать ожидания у людей, что придет кто-то, кто сделает лучше. Но мы с вами прекрасно понимаем, что при тех политических силах, которые находятся при нынешней власти, режим который сформирован, лидеры этого режима, они не располагают политической волей и кадровым потенциалом. Если это будет меняться в формате нынешнего режима, то это шило на мыло.
– Январь нового года традиционно связан с неприятными сюрпризами для народа в виде повышения тарифов и платежей. Каким будет новый 2021 год в плане социальной ситуации?
– Тут приходится говорить только о негативе, и лучшего мы ничего не ожидаем. Мы считаем, что 2021 год должен заложить основания для консолидации через усиление профсоюзного движения и его роли. Для этого мы предлагаем: надо освободиться от давления олигархов, тех же собственников, тех или иных предприятий и сегодня надо поднять роль профсоюзного движения в борьбе за социальные права. Надо объединить усиление роли профсоюзного движения в борьбе за социальные и экономические права рабочих с их интересами по формированию власти, то есть с политическими интересами. Мы прекрасно понимаем, что в условиях реакции будет усиливаться диктатура олигархического капитала. Это будет приводить к тому, что будут усиливаться репрессивные меры подавления желания людей отстаивать свои права. Сегодня надо поднять роль профсоюзов, надо поднять роль политических сил в просвещении и объединении граждан, чтобы они объединили свои экономические интересы с необходимостью борьбы за политические интересы, потому что политическая власть – это основа того, что даст им возможность сегодня быть хозяевами в своей стране.