На днях Верховная Рада фактически провалила голосование относительно урезания пенсий Президенту страны и чиновникам Кабмина. По мнению большинства нардепов, нынешняя система начисления социальных пособий, хоть и не является идеальной, но в целом отвечает конституционным нормам. Кроме того, главный законодательный орган страны методично «спускает на тормозах» рассмотрение проектов снижения пенсионного возраста для женщин и дополнительных социальных гарантий инвалидам. «ГолосUA» узнавал у народного депутата Украины от фракции КПУ, главы Комитета по вопросам социальной политики и труда Петра Цыбенко, что же действительно происходит в пенсионной сфере и есть ли выход из создавшейся ситуации?
— Петр Степанович, чем, по-вашему, чреваты положения действующей пенсионной реформы для сегодняшнего поколения тридцатилетних?
— В большинстве своем молодежь сегодня не видит смысла легально работать и отчислять деньги в пенсионный фонд из-за отсутствия накопительной составляющей. Это, если хотите, – мина замедленного действия, заложенная под государство. Если человек не видит перспективы, он либо прячет свои средства, либо уезжает в другую страну, наполняя бюджеты чужого государства. Хочу заметить, что это чрезвычайно тревожная и опасная тенденция.
— Сейчас целый ряд фракций в Верховной Раде и движений в украинском политикуме предлагают собственные варианты изменений в пенсионном законодательстве. Есть ли среди этих проектов те, которые действительно заслуживают внимания?
— Говоря искренне, советская пенсионная система была во сто крат справедливее, нежели сегодняшняя. Тогда существовал знаменитый коэффициент «4», согласно которому человек, вне зависимости от его положения и чинов, не мог иметь пенсию, в четыре раза превышающую минимальную. Перед выходом на пенсию любой гражданин, даже не обладающий грандиозными познаниями в бухгалтерии, мог рассчитать сумму будущего социального пособия. Когда я пришел на работу в руководство Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, насчитал до шестисот подзаконных актов, регулирующих размер пенсии! Сейчас самое главное – это внедрить принцип справедливого начисления пенсионных выплат. Ни для кого не секрет, в наши дни размер пенсии, получаемой высокопоставленным чиновником, в десять-пятнадцать раз отличается от размера тех же выплат, получаемых рядовым гражданином. Для настоящего общества социальной справедливости это неприемлемо.
— На днях появилась информация, что правительство Польши пошло на беспрецедентный шаг, сократив государственный долг за счет средств из частных пенсионных фондов. Может ли это стать своеобразным уроком для Украины, так активно стремящейся перенять европейский опыт заботы о пожилых людях?
— Искренне хочется верить, что наше государство не доведет людей до той ситуации, когда они по-своему начнут решать проблемы справедливости – и в пенсионной сфере, и по заработной плате, и в ЖКХ. Возможно, согласно польскому законодательству, взятые средства будут возвращены, однако, не думаю, что это возможно для украинских реалий. Поэтому еще раз обращаюсь к нашим депутатам: не выходите за рамки законности и не предпринимайте непопулярных в народе действий.
— Реально ли вообще отменить нынешнюю драконовскую пенсионную реформу?
— Думаю, да. Ближе к президентским выборам, когда будут ликвидированы все неопределенности, в том числе и в Верховной Раде, когда часть мажоритарщиков почувствуют себя более независимыми и смогут смелее голосовать. Со своей стороны хочу сказать, что фракция Коммунистической партии будет делать все от нее зависящее, дабы основные положения этой драконовской реформы были отменены. Насколько справедливость будет восстановлена, уже покажет время.
— Риторический вопрос, почему украинские пенсионеры, в том числе и те, кто победил в страшнейшей войне ХХ века, живут в разы хуже, нежели проигравшие и их потомки?
— Отвечать на этот вопрос чрезвычайно сложно. Но хочу сказать, что так было не всегда. Сегодня много выливается грязи на наше недавнее прошлое, однако я твердо убежден, что где-то в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов уровень жизни нашего населения, в том числе и пенсионеров, был гораздо выше и вполне мог сравниться с зарубежными аналогами. На днях один «риторик», представляющий солидную организацию, выступил в известном столичном издании со статьей, в которой утверждал, что украинцев было бы 85 миллионов, если бы мы в сороковые… не сопротивлялись цивилизованным немцам, а приняли их культуру и образ жизни. Дескать, уничтожение и выселение наших граждан являлось следствием того, что мы дразнили захватчиков и не желали им подчиниться. Подобные мнения унизительны, и тем более они унизительны для ветеранов, действительно живущих на сравнительно мизерные пенсии. А чтобы сделать эти пенсии действительно достойными, необходимы кропотливая работа и борьба за повышение социальных стандартов. Борьба на самом высоком законодательном уровне.