Социальная незащищенность, прожиточный минимум, сравнимый с минимумом выживания, падение экономики, миллиардные долги бюджетникам, кабала МВФ и 13 гривен подачки, называемые увеличением социальных выплат… Все это не зарисовки из апокалиптических фильмов, а реальное положение дел в нашей стране. О путях выхода из сложившейся ситуации, а также инициативах Компартии в социальной плоскости корреспондент "ГолосUA" расспросил у народного депутата, главы парламентского Комитета социальной политики и труда Петра Цибенко.
— Петр Степанович, после парламентских выборов вы возглавили Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда. С какими проблемами столкнулись на новой должности во вверенной вам сфере?
— Наиболее волнующая тема для нас – создание по указу Президента Украины нового Министерства доходов и сборов. Этим же указом Министерству передана функция администрирования единого социального взноса. Ранее данным вопросом ведал Пенсионный фонд, который с такой функцией весьма успешно справлялся – и.о. главы Пенсионного Фонда Кравчук сообщил, что в прошлом году процент сбора единого взноса составил 99,6%. То есть речь идет о том, что эту функцию Пенсионный фонд выполнял абсолютно. Поэтому мне и моим коллегам по Комитету непонятно, с какой целью это делается. Если для улучшения сборов, то извините, улучшать дальше уже некуда.
Есть еще проблема, которая меня также волнует, – это низкий уровень социальной защищенности населения. К сожалению, несмотря на разговоры о том, что мы пытаемся перейти от социальной защиты к социальному обеспечению, от решения этих задач мы еще слишком далеки. В частности я, как член КПУ, при принятии госбюджета на 2013 год, голосовал против него, так как увеличение соцвыплат на 13 гривен – это издевательство! Пускай в прошлом году эти увеличения и были копеечными, но зарплаты и пенсии поднимали 5 раз: в январе, апреле, июле, октябре и декабре. А в этом бюджете повышение предусмотрено 2 раза в год и то – второй раз аж 1 декабря! То есть на эти 10-13 гривен человек должен жить весь год. Поэтому и Комитет, и фракция КПУ настроены на то, чтобы по результатам экономического развития в первом квартале в стране были увеличены социальные платежи. Хотя сейчас, напротив, муссируется тема сокращения социальных расходов, которые мы, естественно, не поддержим.
— Где же в нищем украинском бюджете найти средства на увеличение выплат?
— Я хотел бы ответить на ваш вопрос посредством законов механики. В любом механизме есть шестеренки, одна из которых ведущая, а остальные ее зависимые сателлиты. Так вот, в Украине главная шестеренка – это экономика. Конечно, в мире еще не придуманы социальные законы, которые работали бы в отрыве от состояния экономических дел. Нет других рычагов, нет других источников. А все разговоры о кредитах МВФ, знаете, они, эти кредиты, только для того, чтобы поддерживать курс гривни и рассчитываться за предыдущие долги. Поэтому я бы не рассчитывал на этот источник. Нужно заставить правительство так управлять экономикой, чтобы увеличивались поступления в бюджет. Тогда и появятся возможности для выплат. Прожиточный минимум, утвержденный на 2013 год, это не минимум проживания, – а минимум выживания. Еще хорошо тем, у кого есть какой-то огород, хозяйство, благодаря чему люди и выживают. А ведь пенсионеры, инвалиды, ветераны – они ведь по 40-50 лет отработали на эту страну, и работали на совесть. На склоне лет им тяжело – государство обязано им дать адекватную социальную помощь. Но реальность говорит об обратном.
— Министерство социальной политики, которое возглавила Наталья Королевская, едва ли не ежедневно трубит в СМИ, дескать, в бюджетной сфере долгов перед людьми у государства на данный момент нет. Правда ли это и какова реальная ситуация?
— Задолженность есть. Более того, ее объемы достигают порядка 1 млрд грн. И попытки на заседаниях Кабмина заявить, что деньги «пошли» и вопрос закрыт, явно не удаются. В некоторых случаях проблему удается закрыть лишь на 50-60%. Мы будем обращаться в Генеральную прокуратуру, включать другие рычаги, предусмотренные законодательством, и добиваться как можно активнее и скорее решения этой проблемы в пользу наших избирателей.
— Одним из условий очередного транша МВФ является повышение тарифов на коммунальные услуги для населения. Почему за кредиты правительства должны рассчитываться простые люди?
— МВФ — единственная структура, которая дает деньги, пускай иногда и под небольшой процент, но отягощает свои кредиты дополнительными условиями. Они не просто дают суммы, но возвращают их с процентами, — эти кредиты находятся ко всему еще и далеко за чертой беспардонного вмешательства во внутренние дела суверенного государства. В каких еще независимых странах кто-то позволяет вмешиваться в свои внутренние дела, устанавливать тарифы, цены? Как утверждают аналитики, если Украина задастся целью найти внутренние резервы, то она их найдет: начиная с экономики и заканчивая возвращением хотя бы части украинских денег с иностранных счетов и легализации теневых схем. В наших руках есть все рычаги. Даже наши противники не скрывают, что войдя в выгодный для себя Таможенный союз, Украина нашла бы дополнительный и далеко не малый источник доходов. Главное, захотеть…