П. Вернивский: «В привлечении Украиной инвестиций необходим комплексный подход»

В середине февраля вступил в силу так называемый закон об инвестиционных нянях. Он гарантирует поддержку украинским или иностранным инвесторам. Их вложения должны превышать 20 миллионов евро, обязательно создание минимум 80 рабочих мест с зарплатой на 15 % выше, чем в регионе. Чем поможет этот закон и как Украина развивает свою инвестиционную привлекательность, в интервью ГолосUA рассказывает экономист Павел Вернивский.

– Павел, поможет ли закон об инвестиционных нянях заходу инвестиций в Украину?

– Если говорить откровенно, это лучше, чем ничего. По большому счету подобных законов в Украине уже давно не принималось. Такие законы могут помочь повысить инвестиционную привлекательность. Но не факт, что они станут драйвером для привлечения инвестиций.

– То есть это такое точечное решение?

– Вопрос в том, что если какая-то компания принимает решение об инвестициях, то у нее есть длинный список стран и даже отдельных городов, куда они хотят инвестировать. Например, когда Amazon открывал второе представительство, то он получил предложение от более сотни разных городов и штатов внутри США. Причем предложения были с самыми разными условиями. Соответственно компания выбирала, что и куда ей инвестировать. Я веду к тому, что в современном мире за любыми инвестициями, если они приносят какую-то пользу экономике, ведется охота, причем целенаправленная. Соответственно такие инструменты могут в чем-то помочь. И я уже не касаюсь того, как оно будет реализовано на практике. Мы рассматриваем ситуацию, когда они будут действовать идеально, хотя я в этом тоже сомневаюсь.

– А что предполагает сам инструмент инвестиционных нянь? То есть хочет зайти сюда инвестор, и ему выделяются какие-то специалисты, которые могут его здесь пролоббировать и продвинуть его интересы?

– Основная концепция была такая, что есть инвестор. Инвестиции не идут в Украину по причине коррупции. Соответственно, к инвестору прикрепляется человек, который помогает решать вопросы, которые на более высоком уровне сейчас решить очень сложно.

– И он решает эти вопросы на законных основаниях. Кстати, когда еще во время президентства Порошенко принимался новый закон о приватизации, то там за тем или иным объектом закреплялся человек, который сопровождал процесс его приватизации. Что-то наподобие этого вводится в инвестировании?

– Давайте будем говорить конкретно. Они очень много кричали про большую приватизацию, но планы по ней не выполняются. Притом что объекты, которые идут на приватизацию, очень сильно упали в цене и являются довольно интересными для покупки, потому что отдается это практически за бесценок. В то же время какой-то очереди среди инвесторов за покупкой нет. Мало принять какие-то нормы, какие-то законы. Странно, что они придумывают велосипед. Есть другие инструменты, более работающие в современном мире, которые могли бы помочь решить такие задачи.

– Например?

– Индустриальные парки. Например, в Китае сейчас 2,5 тысячи индустриальных парков. Даже в США есть индустриальные парки. Есть они во многих странах Европы. Те же кластеры. Это тот же индустриальный парк, но все предприятия, которые в нем находятся, нацелены на одну специализацию. Есть авиационный кластер, есть кластер биотехнологий, есть кластер по производству полупроводников, как в Германии. В любом случае это индустриальные парки. Причем государство в них полностью строит инфраструктуру – от офисных зданий до производственных помещений и складов. Строит дороги, подводится железная дорога, подводятся все коммуникации – электричество, газ. А сейчас, если вы захотите построить в Украине какой-то завод, вам дадут место в поле и строй, пожалуйста. Вам нужно строить дорогу за свои деньги, но вы занимаетесь производством автомобилей, а не производством дорог. Вас заставляют делать то, что не входит в вашу основную деятельность.

– Вы заметили интересный момент, который наталкивает на аналогии. Законопроект о локализации так и остался принятым только в первом чтении, а закон об инвестиционных нянях получилось принять окончательно. Почему так, ведь законопроект о локализации более прогрессивный?

– В принципе, закон о локализации решает такие же задачи, как и инвестиционные няни. Локализация тоже решает вопрос привлечения инвестиций. Абсолютно та же самая работа. Локализация – это когда какое-то определенное количество добавленной стоимости продукции будет создаваться в Украине. Если, например General Electric хочет продавать локомотивы, они должны создавать 40 % себестоимости этого локомотива в Украине. Это рабочий инструмент для привлечения инвестиций, причем многие страны этим пользуются, даже Америка. Я не могу сказать, что какой-то проект прогрессивней другого. Они просто разные. Если мы говорим об инвестиционных нянях, то в каждой работе нужна системность, нужен какой-то комплексный подход. Этого подхода именно в плане инвестиционных нянь нет. Не хватает других важных инструментов, которые в принципе могут нивелировать всю полезность этих инвестиционных нянь в принципе.

– Пишут, что закон об инвестиционных нянях гарантирует поддержку украинским и иностранным инвесторам, сумма инвестиций которых превышает 20 миллионов евро и которые создают не менее 80 рабочих мест со средней зарплатой на 15 % больше, чем в регионе, где такая инвестиция будет осуществлена. Как Вам такая норма?

– Это хорошая норма. В этом законе есть хорошие нормы. В принципе, сам закон довольно неплохой. Но там есть и механизм компенсации со стороны правительства до 30 % инвестиций. Здесь и возникает вопрос: вроде бы компенсации есть, но как они будут осуществляться, каким образом? Вроде бы есть какие-то инструменты, которые работают. Например, программа 5-7-9 %. Но там маленькие объемы, и она не изменила кардинально рынок кредитования. Это пару миллиардов, притом что в портфелях банков находится более триллиона. Это мизер. Так же и тут. Вроде бы норма полезная, она хорошая, но как она будет работать…

– Да, на компенсацию у государства может просто не быть денег. Было упомянуто о рабочих местах. Поможет ли это создать рабочие места?

– Этот закон лучше, чем ничего. Единственный момент, который может полностью его нивелировать, это отсутствие единого понимания. К сожалению, у нас отсутствует какое-то понимание инвестиций, которые необходимы Украине. У нас нет разделения инвестиций, у нас нет разделения инвестиций на Brownfield и Greenfield. У нас нет разделения инвестиций по отраслевой структуре. У нас нет разделения инвестиций по экспортной направленности и на внутренний рынок. Все же инвестиции нужно разделять. Если посмотреть на Польшу и Словакию, не уверен, что есть какое-то понимание у них, но они подсознательно чувствуют, что, допустим, нужно развивать именно это направление, потому что другие так делают. Многие страны делают акцент на инвестиции в создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, в создание высокотехнологичной продукции. Например, мы знаем, что Словакия целенаправленно создавала автопроизводство. Они создали свой кластер, причем экономика Словакии сейчас практически полностью зависит от производства автомобилей. Там только экспорт автомобилей и деталей составляет около 25 миллиардов долларов. Это половина украинского экспорта. Это одна маленькая Словакия с населением 5 миллионов.

– Инвестиции, согласно закону об инвестиционных нянях, должны составлять минимум 20 миллионов евро. Насколько это существенно?

– Это несущественно. Может быть, для нас с вами это большая цифра, но давайте не будем забывать, что любой государственный человек должен мыслить не личными масштабами, а масштабами государства. А если так, то мы должны понимать, что Украина нуждается в среднем в 10 миллиардах долларов инвестиций ежегодно.

– А сейчас сколько составляет этот уровень?

– По-разному. Около 2 миллиардов долларов. Опять же специфика и структура этих инвестиций очень разная.

– Как еще можно продолжить линию эффективных инвестиционных инструментов в Украине? Что еще можно сделать?

– Должен быть комплексный подход. В мире существуют специализированные агентства, которые занимаются привлечением инвестиций. В Украине оно тоже есть, называется Ukraine Invest. Но это агентство полностью импотентное. Оно не занимается привлечением инвестиций. Я даже не знаю, сколько инвестиций оно привлекло и вообще привлекло ли что-то. Например, в Польше есть такое агентство, в Чехии, Словакии. Такие агентства есть в Южной Корее, в Китае, во многих странах. Это должна быть специализированная работа. Агентства должны работать в тесной координации с посольствами. У нас посольства не занимаются привлечением инвестиций. У нас нет специалистов в этом плане. Вы не можете заставить посла, чтобы он, как минимум, разузнал информацию на внутреннем рынке о каких-то компаниях, их инвестиционных планах и соответственно, исходя из этого, уже проводить работу по привлечению инвестиций. Это довольно сложная работа, и она не ведется в этом плане.

– Поскольку мы говорили об инвестиционных нянях, то можем отметить, что с того момента, как Президент озвучил эту идею в конце января прошлого года на Давосском форуме, и до окончательного подписания закона прошел год. Довольно медленные темпы?

– Да. В комплексном подходе должен быть маркетинг. Польша в свое время покупала рекламные борды, рекламу на ведущих телеканалах, допустим CNBC, BBC и других, с призывом инвестировать в Польшу. Это важно, это нужно. Это как продажи. Мы продаем возможность, что в Украине можно вести бизнес. Мы напоминаем, что есть такая страна Украина, что у нас есть такой инструмент. Давайте будем откровенны, Украина не висит на радарах других компаний.

– И должна быть работа разноплановых ведомств и министерств?

– Да, это должна быть системная работа разноплановых ведомств, причем это должна быть работа как единое целое. Это должен быть единый механизм. Причем необходимо будет подключаться министру, иногда президенту. Это должен быть отлаженный механизм, и тогда это принесет какую-то пользу, а сейчас они сделали какой-то инструмент, который, по большому счету, является лишь небольшим пазлом в большой картине.

 

Читайте также по теме