Сейчас Украина на устах всего мирового сообщества. Кажется, что впервые за все годы независимости за нами так пристально следят. Одни вооружают «до зубов», другие понимают, что гасить пожар нужно мирными формами переговоров. К сожалению, пока не получается решиться хоть на что-то… Почему так сложно обеспечить мир в Украине, что нужно делать, и кто может помочь на этом пути? Обо все этом говорили в интервью с лидером Левых сил Украины Петром Симоненко.
— Петр Николаевич, на днях вы вернулись из Минска, где встречались со своими коллегами и посетили мероприятие с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко. Он выступал с посланием к народу и парламенту. Одна из главных фраз, сказанная Лукашенко: «как бы кому не хотелось, мы вернем нашу Украину в лоно нашего славянства, мы это обязательно сделаем», была очень замечена здесь, в Украине. Это было сказано как-то с большой болью. Как вы считаете, почему?
— Мне эта фраза тоже очень запомнилась. Ведь Александр Лукашенко в 2020-2021 годах очень хорошо все это ощутил, когда так называемая белорусская оппозиция пыталась раскачать страну, посеять в ней хаос и беспорядки. Идет новый политический передел карты мира. Считаю, что это происходит по двум векторам. Первый – это атака против стран, которые выбрали социалистический путь развития, против них ведется идеологическая борьба. Ведь капиталистическая система построения государства не предусматривает придерживаться принципов справедливости и возможности защитить интересы каждого человека, не эксплуатируя другого, не выжимая соки из других народов, наций и целых государств. Конечно, в первую очередь, эта атака направлена на Китай, Вьетнам, Кубу и всех тех, кто еще идет этим социалистическим путем. А это та же Беларусь.
И второй вектор борьбы, он очень опасный, происходит внутри капиталистической системы управления за сферы влияния и рынки сбыта.
И сейчас это очень опасно еще и потому, что включились в борьбу две ядерные державы – США и Россия. Этот политический передел карты мира начали с Украины. Американцы провели у нас широкомасштабный эксперимент по смене политического режима и превратили Украину в плацдарм интересов США. В 2014 году, когда был совершен вооруженный переворот и к власти пришел национал-олигархический режим, который использовал силу неофашистов и организованную преступность, стало очевидным, что таким образом завершилась оккупация Украины: политическая, экономическая, социальная, духовная. Установили марионеточное правительство, начали проводить пагубные реформы в угоду МВФ в социальной сфере. Все видим, что происходит с образованием и медициной, какими нищими стали пенсионеры и как в целом обеднело население нашей страны. Так вот все, что сейчас связано с Украиной, переносится на другие государства.
— С Белоруссией не получилось?
— Не получилось по одной лишь причине, что там нет олигархов, всех тех продажных космополитов, которые рассматривают государство и его территорию только как источник собственного обогащения. Ведь многие олигархи, предавая национальные интересы страны, выводят свои капиталы за рубеж, где их контролируют те же европейцы или американцы, и таким образом становятся для них лояльными и послушными, сдают интересы страны, так как могут потерять свои миллиарды. События в Казахстане также показали, что в этом переделе нет паузы или остановки. И опасность Казахстана заключается в том, что там одну олигархическую клановую структуру заменили на другую. Но при этом американцы создали предпосылки, что, выйдя из Афганистана, они через религиозный фактор по всей Средней Азии будут наращивать нестабильность. Я убежден, что по Казахстану будет и дальше продолжаться эта ситуация и он, как и вся Средняя Азия бывшего Советского Союза, будет использоваться для атак на Россию, на ее расчленение. Там же сосредоточены колоссальные природные богатства: нефть, газ, алмазы… А для российских граждан опасность заключается в их олигархах. У них капиталы за рубежом, акциями многих предприятий владеют иностранные компании, все это будет моментально растаскиваться. Поэтому при всем внешнем единстве российского народа, монолитность страны выглядит очень зыбко.
— Возвращаясь к Беларуси, Александр Лукашенко, на ваш взгляд, сейчас удерживает ситуацию?
— Однозначно Лукашенко держит ситуацию и все те, с кем я встречался, понимают это. Другое дело, что не всегда это понимание приобретает характер устойчивой позиции, потому что есть эмоциональные факторы, особенно фактор молодежи. Молодежь как у нас в Украине, оторвана от единства в историческом плане того, что делали деды и прадеды и для чего они делали и какой ценой. Сейчас они специально вносят изменения в Конституцию и это касается защиты исторической правды, исторической памяти…
— Да в изменениях в Конституцию Беларуси, которые выносятся на референдум, есть и статьи по Великой Отечественной войне, о непринятии переписывания истории…
— В Беларуси проблемы еще существуют, но они не являются уже угрожающими. Даже попытка поляков, европейцев сделать конфликт с теми ж беженцами показала, что этот номер у них не пройдет. Попытка со стороны Украины втащить через боевиков – оружие, агрессивную среду, радикализировать общество – тоже не удалась. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, вот та фраза, которую сказал Лукашенко «хотим вернуть Украину в лоно славянства…» она имеет многократное значение для нас, для Украины, понимания того, где мы найдем пути решения своих проблем. Ясно, что в Европе мы их не найдем, в Азии тоже не найдем и именно здесь с точки зрения духовных корней истории, механизмов решения тех или иных сложных проблем нужно понимать, кто на самом деле тебе всегда готов помочь. Поэтому эта фраза Лукашенко гораздо большее имеет значение для нашего народа, для Украины.
— Двадцать седьмого февраля будет проходить референдум по изменениям Конституции Беларуси. Вас пригласили в качестве официального наблюдателя. Если оценивать все те события, которые предшествовали внесению изменений, не считаете ли вы, что все это происходит с определенным опозданием? Смогут ли эти изменения в Конституцию изменить саму Беларусь?
— Я вот всегда думаю: а что белорусская оппозиция критически воспринимала в управлении Лукашенко? Какие результаты критиковала и что предлагала? Во всей этой трескотне не было сказано, что все 26 лет, которые он руководит страной — это даром прожитые годы. Не говорят о том, что это не соответствовало национальным интересам Беларуси. Было сказано, что долго сидит у власти, в президентах 26 лет. Но хорошо, Зеленского избрали Президентом в 42 года и что дальше… молодые лица? Да, если нет опыта, нет понимания того, каким образом это все решать, как использовать ресурсы, а все то, что тебе нашептали на ухо или приказали, это ведь не политика лидера нации. Это просто политическое мародерство, потому что ты имеешь в руках власть и дерешь со своего народа три шкуры. Лукашенко не нужна власть ради власти. Лукашенко понимает, что сегодня нужно не допустить развала Белоруссии. У них положительная динамика роста ВВП, положительная динамика по целому ряду отраслевых предприятий. В Конституции предлагается записать, что власть обязуется развивать страну на основах социального справедливого государства. Через Всебелорусское народное собрание, а это 1200 человек, представители разных слоев общества, было решено полноценно привлечь общество к решению государственных проблем.
— Есть ощущение, что белорусы и сам Лукашенко, даже если у него лично не складывается с украинской властью, то к нам, украинцам, он относится благожелательно. Украинцев жалеют. Электроэнергию дают, а могли бы этого не делать…
— Лукашенко мог совершенно по-другому поступить. Он хорошо знает, что у нас не все энергоблоки работают, в каком реально состоянии атомная, тепловая энергетика, что с экономикой. Поэтому он стал выше политических процессов и обид.
— Да и Лукашенко пробовал этот Минский процесс запустить, помочь урегулировать ситуацию в Украине. Правда, все зашло в глухой угол. Но последние переговоры между США и Россией говорят о том, что теперь уже Запад склоняет Украину к реализации минских соглашений? Тем более, как на ваш взгляд, все это выглядит с учетом последних заявлений секретаря СНБО Данилова, когда он сказал, что Украина не будет выполнять политическую часть Минска?
— Я б за такие заявления гнал бы сразу в три шеи. Таким образом демонстрируется пренебрежительное отношение к мировому сообществу, а Минские соглашения – они ведь Советом Безопасности ООН были утверждены. То есть был определен алгоритм действий в мировом сообществе по линии ООН как решать эту конфликтную ситуацию. Это и пренебрежение к тем европейским государствам, которые несколько раз брали на себя гарантии мирного процесса перехода власти в Украине. Правда, потом включались двойные стандарты как в 2014 году и открыли дорогу к вооруженному конфликту. Когда говорят, что вот Минские соглашения — невыполнимы, так вы, скажите, какие другие варианты выполнимы?! Ведь ничего другого не предлагается. Я считаю, что все реальное начинается с понимания причин этого конфликта, требований, которые выдвигались и путей решения, чтоб зашедшие далеко эти противоречия, кровью обагренные, они все-таки дали возможность жить вместе. Я считаю, что Донбасс должен быть в составе Украины. Но я хочу, чтобы граждане Украины понимали, что, если этого хочет Киев, то ему нужно было начинать переговорный процесс. Нужно учитывать, что это важный экономический регион для Украины, в том числе энергетической безопасности! Так давайте обратитесь к жителям Донецкой и Луганской области, выберите своих уполномоченных представителей и проведите встречи, и пусть каждая из сторон предлагает пути решения. Самый реальный путь — это федеративный. Ведь Крым в составе Украины был Автономной Республикой, со своей Конституцией, тогда о каком говорите унитарном обустройстве? Если хотим мир, нужно, чтобы он был основан на интересах внутри Украины, а не на геополитических зарубежных заманушках. Это важно, потому что Украину уже сделали плацдармом борьбы одних интересов против других. Те же самые американцы, они никогда своими руками ничего не делали, они все делали чужими руками.
— На 18 февраля запланировано проведение заседания Совбеза ООН. Предполагается, что украинский вопрос будет ключевым. Россия и Китай выступают против этого собрания. Чего ожидать?
— Хитрость в чем заключается: я опасаюсь того, что они попытаются уже публично, кроме слова агрессия, перевести это в конфликт между Украиной и Россией.
— Но за последних семь лет по Украине не созывали Совбез ООН? Почему?
— Я тоже задаю себе вопрос, почему? Почему за последние семь лет Совбез хотя бы раз не пригласил к себе Порошенко, Зеленского, чтобы они отчитались, что сделано по мирному урегулированию конфликта? Почему в Киев летят американские и английские самолеты, груженные оружием, разве тогда хотят, чтобы здесь был мир?! Я убежден, что сегодня нужно мирными формами гасить пожар, садиться за стол переговоров и вырабатывать общую концепцию по сохранению целостности Украины через интересы граждан Украины, Донбасса. Ведь уже загубили десятки тысяч жизней людей. Эту трагедию уже из памяти не выбросишь. Как бы тяжело ни было, нужно иметь политическую волю, политическую силу, чтобы садиться и разговаривать. Тебя наделили полномочиями Главы государства! Записано, что ты — Президент, отвечаешь за территориальную целостность страны! Поэтому – отвечай!