Ливийский лидер Муаммар Каддафи, который правил страной более 40 лет, мертв… Казалось бы, теперь ливийцы могут вздохнуть свободно. Ведь, фактически, полугодовая гражданская война в Ливии близка к завершению. О том, какое будущее ждет Ливию после гибели многолетнего лидера, в интервью корреспонденту "ГолосUA" рассказал эксперт по ближневосточным вопросам Рамдан Аурагх.
— Как вы думаете, Каддафи погиб во время штурма Сирта случайно или его целенаправленно убрали?
— Учитывая его возраст и возможности, понятно, что он не мог воевать на поле боя… И учитывая характер ранения, скорее всего его убили специально.
— А кто был заинтересован, чтобы он не предстал перед судом?
— Каддафи владел компроматом на всех европейских лидеров. И он живым был не нужен. По ходу, его бы давно поймали. Но наверное это приурочено к тому, что госпожа Клинтон как раз приехала перед этим в Триполи и сказала, что он должен быть пойман… То есть, это приурочено к большому геополитическому событию, это была игра больших мировых политиков. И еще. Если бы Каддафи хотел ускользнуть, он бы это сделал. У него же была масса и финансовых, и организационных возможностей для этого. Он, например, мог спрятаться где-то в Африке и руководить какими-то партизанскими террористическими организациями. И таким образом мог бы занять место Усамы бен Ладена. А то, что он не сбежал и находился в Ливии, говорит лишь о том, что он искренне был верен своим идеалам. Так что его убили, чтобы избавиться от лишнего груза. Ведь он обладал большим компроматом, секретами. Поэтому никому не было нужно, чтобы он предстал перед общественностью.
— Кому это было не выгодно?
— В этом были заинтересованы режимы, которые не хотят пачкать себя. Возможно, это Франция, Великобритания… И он, Каддафи, безусловно живым был не нужен Западу.
— Станет ли смерть ливийского полковника началом мира для страны?
— Не уверен на 100%. Но сейчас там нужна будет временная власть для перехода в другую фазу. Речь идет о демократизации общества, создании организации гражданского общества. Но Ливия, как страна, не разношёрстна сама по себе. Там люди спокойны. У них нет мотивации превратить Ливию, скажем, в Афганистан. Думаю, что мировые игроки не допустят дальнейшей войны в этой стране. Ведь надо уже продавать нефть. Надо наверстать упущенное за время гражданской войны. А для этого надо обеспечить стабильность и спокойствие в регионе. Поэтому будет все по-старому, только под новым девизом.
— Могут ли подобные события произойти в постсоветских странах?
— Эту модель могут использовать, чтобы оказывать влияние, чтобы оградить потенциальное сотрудничество Китая, Индии и России… Это выгодно Западу, чтобы контролировать энергоносители. Но в постсоветских странах революции могут принимать окраску другую, более национальную. Но механизм тот же, что и в Ливии. Почему так? Потому что религиозный фактор в постсоветских странах подавлен режимом. Но можно активизировать национальную карту, а со временем ее переформатировать на исламский лад, чтобы привлечь внимание других объектов арабского мира, у которых уже есть опыт. Хотя люди сейчас переживает эйфорию. И любой сценарий можно проталкивать…