Вчера Президент Украины в ходе встречи с директором Европейского бюро по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслером заявил, что директор Антикоррупционного бюро должен приступить к работе уже 24 января. Также Петр Порошенко назвал первоочередной задачей Бюро расследования и возврат средств, украденных режимом Януковича и создание специальной группы контроля за финансовыми ресурсами, выделенных ЕС в качестве грантов, кредитов и специальных программ. О том, кто возглавит Антикоррупционное бюро, отборе сотрудников и рисках деятельности новосозданной структуры корреспондент ГолосUA пообщалась с директором Украинского института анализа и менеджмента политики Русланом Бортником.
— Руслан Олегович, сейчас в СМИ фигурирует несколько кандидатур, которые могут возглавить Антикоррупционное бюро, начиная от экс-президента Грузии Михаила Саакашвили и его несколькими соотечественниками, оканчивая экс-федеральным прокурором, помощником прокурора США Богданом Витвицким. Кто, по Вашему мнению, станет руководителем Бюро?
— Не исключено, что появятся и новые претенденты, так как наряду с грузинами обсуждаются кандидатуры и западноевропейских специалистов. Я бы все же сделал ставку на иностранца, ведь если назначат украинца, эффективность и социальный авторитет Антикоррупционного бюро, на мой взгляд, снизится. Потому что в Украине нет профессионалов, которые бы в то или иное время не были частью системы: они либо непрофессионалы, либо часть системы. Такой вот выбор среди украинцев на данный момент.
— Ранее была избрана конкурсная комиссия Антикоррупционного бюро, в состав которой вошли многие люди, которых можно назвать моральными авторитетами. Продолжат ли они работу непосредственно в структуре?
— В составе комиссии есть достаточно людей, которые имеют неоднозначный имидж: часть из них имеют причастность к разного рода коррупционным, пропагандистским, политическим, лоббистским вещам. Хотя, безусловно, основная часть членов комиссии – это лучшие люди Украины. Будем надеяться, что лучшая часть переиграет худшую.
Дальнейшая работа членов конкурсной комиссии в составе данной структуры противоречит логике закона. Если они войдут в состав Антикоррупционного бюро – это будет своего рода коррупция, так как люди согласились назначить кого-то руководителем, а потом пойдут работать под его руководством. Это неправильно, и хоть напрямую данная норма законом не урегулирована, но это противоречит правовым и антикоррупционным стандартам.
— Вы упомянули, что правильнее сделать ставку на иностранца. Однако директор Бюро имеет право доступа к гостайне. Не могут ли быть ли использованы эти данные в пользу другого государства?
— При наличии иностранцев на должностях министров, при такой глубокой открытости украинского правительства и Президента разного рода международным организациям и западным партнерам, не думаю, что руководитель Антикоррупционного бюро на своей должности может узнать что-то новое – то, чего еще не знают об Украине. На сегодняшний день наша страна и так находится под значительным внешним управлением, поэтому вряд ли у нас остались какие-то секреты от Запада.
— Согласно действующему законодательству, директор Антикоррупционного бюро должен приступить к выполнению своих обязанностей уже 24 января. В этот же время должна заработать и сама структура. Как будут набирать людей в Бюро и когда оно реально заработает?
— Думаю, что при самых больших усилиях, Бюро реально заработает не раньше марта-апреля текущего года. Потому что необходимо создать еще 7 территориальных управлений, набрать большое количество людей.
Уверен, что вокруг набора кадров усилится противостояние – все украинские кланы, финансово-промышленные группы, все ветви власти и их руководители будут, безусловно, пытаться пролоббировать присутствие в составе Антикоррупционного бюро своих представителей, чтобы иметь как доступ к информации, так и влияние на работу органов. Поэтому схватка за кадры будет недетской, и директору Бюро будет чрезвычайно сложно в данном вопросе. В связи с этим основные структуры реально заработают в апреле, а то и в мае.
— Учитывая, что в условиях войны и экономического кризиса, на борьбу с коррупцией заложено 362 миллиона гривен, можно предположить, что от Антикоррупционного бюро потребуют быстрых решений, чтобы оправдать затраты.
— Безусловно, от Бюро будут требовать быстрых результатов, громких публичных пиар-процессов. В отношении политических дел есть большая опасность — Президент определяет задачи Антикоррупционному бюро, чего он делать не должен. Потому что эта структура – независимый орган, которому Порошенко уже поставил полуполитическую задачу.
Если говорить о средствах бывшего режима, то для начала нужно провести судебные процессы, предъявить обвинения, доказать вину этих людей, и только тогда можно заниматься возвращением средств в Украину. В этом аспекте стоит напомнить о деле Лазаренко, средства которого до сих пор не вернулись в нашу страну, а основная их часть разделена между государством США и иностранными банками.
Хотелось бы, чтобы Антикоррупционного бюро занималось не теми задачами, которые им озвучил Президент, а теми, которые прописаны в законодательстве – борьбой с коррупцией среди нынешних чиновников. «Попередники» это, конечно, хорошо, но это уже случившийся факт. Для того, чтобы страна имела будущее, Антикоррупционного бюро должно заниматься современниками. Ведь главная задача данной структуры – борьба с коррупцией в высших эшелонах нынешней власти. И очень не хотелось бы, чтобы деятельность Бюро приобретала политический акцент.
Поэтому и есть опасность того, что погоня за быстрым результатом может свести деятельность Бюро на начальном этапе к резонансным политическим делам. Этого не хотелось бы.
— То есть, есть риск, что Президент попытается подчинить себе данный орган?
— Президент, безусловно, попытается протащить ту кандидатуру руководителя Антикоррупционного бюро, которая ему будет наиболее удобна и комфортна. Не хочется говорить, что будет создан еще один силовой орган. Антикоррупционное бюро в системе украинских правоохранительных органов станет одним из пяти органов досудебного следствия. В принципе, финальное решение все равно принимает суд – нужно об этом помнить и не стоит особенно бояться деятельности антикоррупционного органа. Но конечно же, искушение для власти, правительства, Президента, в меньшей мере парламента, довольно велико – они попытаются протащить своих людей и каким-то образом влиять на политику. В качестве примера работы коллегиальных органов мы можем привести деятельность Центральной избирательной комиссии – какие резонансные конфликты там возникали! И этого очень бы не хотелось в деятельности Бюро.
— Когда все же можно ожидать первых результатов деятельности Антикоррупционного бюро?
— Первые пресс-конференции о старте досудебного следствия, его ходе и т.д. могут уже звучать в феврале. Однако первые дела, которые попадут в суд, появятся не так скоро. Ведь результатом деятельности Бюро является завершенное следствие по делу с признаками коррупции и передача его в суд. Такие результаты мы увидим не раньше мая.
— Работа в Бюро – достаточно кропотливая, соответственно, требующая знаний и навыков. Как, по вашему мнению, будут набирать детективов и из каких структур?
— Согласно статистике из адвокатской деятельности, 80-90% дел составляются безграмотно, с грубейшими ошибками, что приводит впоследствии к их развалу на судебной стадии. То есть, судья, получая такое дело, имеет все основания его завернуть или развалить. Это говорит о том, что во многих случаях профессиональный уровень правоохранителей настолько низок, что они не могут правильно сформулировать, оформить и подать по сути доказанное дело.
В законе об Антикоррупционном бюро прописаны определенные требования к сотрудникам, но очень хотелось бы, чтобы эта структура была милицейской. Потому что, по моей информации, эта структура уже формируется на платформе МВД, соответственно, она имеет шансы повторить все те ошибки деятельности, имеющиеся в структуре Министерства: зашоренность, бюрократизм, клановость и пр.
Соответствовать же параметрам, задекларированым в законодательстве могут и адвокаты, частные сыщики, возможно, журналисты, которые занимались серьезными уголовными расследованиями. Основу же аппарата должны составлять юристы, прошедшие проверку и переквалификацию судьи, сотрудники СБУ, разведывательных и контрразведовательных органов – люди, имеющие опыт следствия как формального, так и неформального. В последнюю очередь хотелось бы видеть сотрудниками Бюро экс-служащих МВД.
— Зарплата детективов Антикоррупционного бюро составит сумму, кратную 19 минимальным зарплатам. Это сделано для того, чтобы у сотрудников Бюро не было искушения брать взятки. Насколько этот расчет оправдает себя?
— Высокая зарплата, безусловно, является серьезным мотивирующим фактором, но соблазны будут также крайне велики. В борьбе с коррупцией на высшем уровне соблазны в виде взяток будут измеряться десятками миллионов гривен. Поэтому все будет зависеть от позиции руководства – если подчиненные будут видеть, что у него нулевая толерантность к коррупции и он будет следить за подчиненными, уровень коррумпированности такого бюро будет крайне невысоким. В противном случае бюро превратится в очередной орган досудебного следствия, где можно решать свои проблемы и который станет инструментом борьбы за власть и финансовые ресурсы в Украине.
— По Вашему мнению, если Антикоррупционное бюро заработает по самой идеальной и оптимальной модели, поступления в госбюджет в каких размерах оно сможет обеспечить в результате своей деятельности?
— Объемы теневого сектора экономики, которые сейчас фигурируют в Украине, составляют не менее 1 триллиона гривен. В конечном итоге деньги, которые находятся в теневом секторе экономики, прокручиваются через власть, через политику – они инфицируют их. Поэтому, если этот орган заработает и сможет противостоять этому инфицированию, потенциальный доход от него в государственную казну может быть очень значительным. Даже в первый год оно может дать 5-10% от теневого оборота – это 50-100 миллиардов гривен. Но, думаю, реальные результаты в нынешнем году будут гораздо скромнее.