В Украине насчитывается почти 12 миллионов пенсионеров. И в очередной раз на пожилых людях правительство собирается сэкономить, заморозив индексацию пенсий и предусмотрев ограничение пенсий на уровне 90% для работающих украинцев в возрасте. Впрочем, в группу риска попадают и те, кто пока еще не думает о заслуженном отдыхе, ведь пенсионный возраст вновь планируют повысить до 65 лет как для женщин, так и для мужчин. О новациях Минфина, росте протестных настроений и тотальной экономии по-украински корреспондент ГолосUA пообщалась с директором Украинского института анализа и менеджмента политики Русланом Бортником
— Руслан Олегович, в Минфине разработали ряд норм, существенно сокращающих пенсионное обеспечение. О чем это свидетельствует?
— Я просмотрел все бюджетные и социальные новации Минфина, и мне кажется, что наше правительство пересмотрело фильм «Матрица», где Матрица живет за счет людей: получает от них тепло, энергию и пр. Глядя на инициативы правительства, для примера в следующем году в проекте бюджета, который был отозван после внесения, запланирована прибыль с предприятий на уровне 38 миллиардов гривен (в этом году было получено 40 миллиардов). А полученная прибыль от людей за счет налога на доход физических лиц в этом году была запланирована на уровне 14 млрд., а в следующем году – уже на уровне 45 млрд! Это означает, что главным источником наполнения бюджета в следующем году станут люди. Правительство считает, что население Украины очень богато, соответственно, его можно и нужно облагать всевозможными налогами, начиная от знаменитого 30%-ого, оканчивая налогом на недвижимость. В той же сфере находится и ситуация вокруг пенсионного возраста.
— На данный момент правительство инициирует повышение пенсионного возраста до 65 лет, хотя будучи в оппозиции эти же политики заявляли об отмене Пенсионной реформы. Кабмин хочет сэкономить, понимая, что многие до пенсии не доживут?
— Повысить пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам означает то, что мужчин-пенсионеров у нас практически не будет. Потому что средняя продолжительность жизни мужчины, согласно методике ООН, составляет 62,8 лет. Следовательно, большинство мужчин попросту не доживут до пенсии, при этом всю жизнь будут платить социальные отчисления и наполнять бюджет, но пользоваться соцвыплатами не смогут. Продолжительность жизни женщин – 74 года. И действительно, часть женщин смогут воспользоваться пенсионными услугами за счет своих умерших мужей. Но не знаю, насколько при этом они будут счастливы. Мы должны понять, что правительство на данный момент находится под внешним управлением, которое может быть как позитивным, так и негативным. Но пока что Кабмин применяет лишь негативные механизмы внешнего управления: он сокращает социальные издержки, но не проводит реформы: антикоррупционную, всех сфер общественной жизни (административную, правоохранительную, судебную и пр.). Но зато собираются экономить на гражданах. По моему мнению, без таких реформ, хотя бы без антикоррупционной, любые деньги в Украину, любые дополнительные поступления в бюджет будут уходить, как вода в коррупционный песок и не будут иметь никакого эффекта. Вместе с тем, социальное напряжение будет возрастать, уровень протестности будет повышаться, а уровень социальной и государственной дезинтегрированности расти.
— Только на повышении пенсионного возраста Минфин намеревается сэкономить 4348,9 миллионов гривен. Однако мы все прекрасно помним, что пенсионная реформа имени Тигипко, которая также предусматривала повышение пенсионного возраста, не дала экономического эффекта.
— Экономии средств госбюжета и от запланированных Минфином изменений также не произойдет по одной простой причине. Повышение пенсионного возраста приводит к тому, что рабочие места, которые сегодня заняты людьми старшего возраста, не будут освобождены. Соответственно, молодежь будет еще более не трудоустроена и государство будет вынуждено тратить еще больше денег на обеспечение социальных выплат по безработице. Продолжение и повышение пенсионного возраста всегда очень негативно отображается на рынке трудоустройства и на судьбе молодежи. Это даст толчок молодым людям к миграции, вымыванию из отечественного рынка труда качественных специалистов.
— А если посмотреть на эту же проблему с другой стороны: работодатели стараются не принимать на службу людей старше 40 лет.
— Да, согласен. Есть и такая проблема. Но почему в Европе повышение пенсионного возраста происходит адекватно, а у нас оно неадекватное. Потому что средняя продолжительность жизни в Европе, в Японии и других странах, — на 10-15 лет выше, чем в Украине. 60-летний человек в Германии и в Японии – это одно физическое состояние. И посмотрите на наших 60-летних людей – это совсем другое физическое состояние. У нас продолжительность жизни ниже, медицина и уровень жизни хуже, соответственно, у нас человек быстрее стареет, заболевает и изнашивается. Соответственно, быстрее теряет способность выполнять свои профессиональные обязанности.
— В документе Минфина содержится занятная деталь: привилегированным пенсионерам, которые только стали таковыми, будут уменьшать размер соцвыплат. А в программе правительства предполагается, что те, кто уже получает так называемые привилегированные пенсии, будут облагаться налогами.
— Налог на пенсии – это вообще какая-то марсианская вещь. Я не знаю стран, где был бы налог на пенсию. Потому что пенсия сама по себе – это исключительно государственная трата бюджетных средств, и идея облагать эти траты дополнительной мздой выглядит абсолютно нелепо. Более того, применять подобные меры запрещено Конституцией. Основной закон запрещает принимать акты и применять любое правовое регулирование, которые сужает существующий объем прав и свобод человека. То есть, нельзя задним числом что-то поменять и сократить реальную выплату пенсий. Любой человек и любая структура сможет легко оспорить в Конституционном суде данные новации.
— Также есть инициатива, которая уже исходит от парламентариев, о выравнивании пенсий.
— Такая инициатива при разумном использовании имеет место быть. Но здесь критерий должен быть чуть-чуть другим. Критерием должно быть не депутатство, прокурорство или работа в статусе судьи. Определяющей точкой должен быть, прежде всего, стаж работы и ее интенсивность, но не какие-то «особые заслуги» перед государством. Ведь есть люди, которые за всю свою жизнь практически не работали по разным причинам, и они будут получать одинаковую пенсию с человеком, который 30 лет простоял в забое, — это несправедливо! И от такого нужно избавляться.
— Исходя из документа, Минфин инициирует приостановку индексаций пенсий до стабилизации экономики, собираясь сэкономить на этом почти 3 миллиарда гривен. Видимо, ждать повышения пенсий украинцам придется долго…
— Нормы закона требуют индексировать социальные выплаты с учетом уровня инфляции. Если уровень инфляции составляет 30%, соответственно, на 30% должны повышаться и пенсии. Соответственно, у правительства таких денег нет. Поэтому оно прямо говорит о том, что нормы закона выполнять не будут. Но в проекте госбюджета заложено два повышения прожиточного минимума и, соответственно, минимальных зарплат и пенсий. С первого января данные выплаты должны увеличиться на 40 гривен и еще на 25 гривен – с 1 декабря следующего года. Хотя это – чисто техническое незначительное повышение.
Впрочем, я думаю, что этот документ Минфина, как и все экономические планы Кабмина, актуальны, пока они находятся в кабинетах Дома правительства. Они будут переписываться каждые два месяца, потому что правительство в значительной мере не контролирует экономику, а вообще выживание Украины и сохранение ее от дефолта напрямую зависит от внешних заимствований. Какой объем заимствований удастся привлечь, пока неведомо. Поэтому правительство не может адекватно планировать свои издержки. Есть небольшой запас прочности за счет золотовалютного резерва, возможности печатания денег – этот запас прочности оценивается в 1-2 месяца. После этого периода все абсолютно зависит исключительно от размера внешних заимствований.
— В программе правительства фигурирует два интересных пункта. В первом полугодии 2015 года запланировано развитие негосударственного пенсионного страхования и создание условий для внедрения накопительной системы пенсионного страхования. В этот же период анонсирована разработка новой редакции Закона «Об общеобязательном пенсионном страховании».
— Думаю, в Украине попытаются имплементировать известный опыт негосударственных и полугосударственных пенсионных фондов. Но вместе с тем, эта реформа не проводится так быстро. Нужно минимум 3-5 лет, чтобы создать такие фонды и наполнить их какими-то стартовыми капиталами, способными обслуживать данную социальную функцию. Думаю, что будет заявлено о реформах, но поскольку для их внедрения нужны большие деньги и этих денег в Украине нет, дальше заявлений в этой сфере не пойдет. Возможно, даже будет принят закон, который не будет действовать или же его реализацию в итоге отложат. Пока же у правительства нет ни видения, ни реальных ресурсов для какой-то качественной реформы в сфере пенсионного обеспечения и обеспечения социально незащищенных слоев населения.
— Вы упомянули о том, что в Украине после новаций Минфина активизируются протестные настроения. Однако, как показывает практика, проплаченные митинги быстро собираются и реагируют на определенные угрозы, протестов же против пенсионных инициатив пока нет.
— Люди у нас не верят никаким документам до тех пор, пока они не приняты и не воплощены в жизнь. Протесты начнутся тогда, когда люди получат свою первую пенсию в таком несчастном виде или же когда они ее просто не получат, потому что у государства нет денег. Или же тогда, когда они будут просто не способны жить за такую пенсию. Это же касается тарифов ЖКХ, а также других социальных выплат. Нас ожидает очень сложный февраль-март. Тогда люди почувствуют «результат» деятельности правительства. Да и вся весна будет крайне тяжелой и невероятно протестной.
— Сегодня достаточно символично в Бельгии началась всеобщая забастовка, в ходе которой митингующие требуют прекратить режим жесткой экономии и не повышать пенсионный возраст с 65 до 67 лет. Похоже, проблемы с европейцами у нас общие. При этом наше правительство неуклонно следует по пути евроинтеграции…
— Бельгия мне всегда напоминает Украину, только среднеевропейскую. Она – достаточно разрозненная по культуре, языку, ментальности, но так сложилось исторически, что есть такая страна, как Бельгия. На самом деле бельгийские протесты наглядно показывают, что Европа не способна решить социально-экономические проблемы. И это не только опыт Бельгии. Речь идет о Кипре, Греции, Португалии, Испании, Болгарии – сейчас кризис в Болгарии набирает очень серьезные обороты. Соответственно, к рекомендациям международных финансовых институций и ЕС нужно относиться с большой долей скептицизма. Потому что они своим опытом не могут доказать того, что они способны самостоятельно решать свои проблемы. Мир на данный момент входит в своеобразную зону турбулентности и нестабильности. Прежде всего, это связано с геополитическим противостоянием гегемонов – России и США. Это противостояние будет вспыхивать и откладывать негативный отпечаток на всю мировую экономику. Соответственно, будут постоянно возникать в мире локальные экономические кризисы. Следовательно, это будет перекладываться в сферу политики, на общество. И, думаю, мир в ближайшие 2-3 года ожидает целая волна социальных взрывов, которые могут перейти в вооруженные противостояния и масштабные военные действия.