В парламенте решили обязать общественников подавать е-декларации наряду с депутатами и чиновническим корпусом. Подобная идея, как полагают эксперты, является ответной реакцией «верхов» на первый этап электронного декларирования, результаты которого, как известно, вызвали шквал общественного негодования, напомнив украинцам о роскошном образе жизни власть имущих. Корреспондент ГолосUA решил разобраться, чем грозит данная инициатива и расспросилдиректора Украинского Института анализа и менеджмента политикиРуслана Бортника,с какой целью власть решила ввести е- декларирования для антикоррупционных организаций, чем именно данная инициатива грозит антикоррупционным организациям?
— С какой целью власть решила ввести е- декларирования для антикоррупционных организаций?
— Цель власти находится в диапазоне между шантажом и попыткой повесить антикоррупционные организации на крючок. И если антикоррупционеры не снизят свою активность, особенно в части антикоррупционных расследований в кругах власти, то этот закон заработает. В итоге каждого из антикоррупционеров через электронное декларирование попытаются подвесить на крючок. И самое худшее, что это не будут публичные процессы. Полученные данные е-декларирования будут обрабатывать специальные органы и спецслужбы. После чего результаты расследования окажутся на столе Президента Петра Порошенко. А собранной информацией можно будет шантажировать данные общественные организации.
— Чем именно данная инициатива грозит антикоррупционным организациям?
— В итоге будет меняться их политика. В первую очередь позиция их лидеров. Общественный сектор начнет разрушаться. Хотя я не думаю, что власти это удастся, потому что реакция Запада очень жесткая. Мне кажется, что Президент недосчитал, что он подвешивает на крючок не только тех людей, которые получают это финансирование, но и механизмы финансирования со стороны зарубежных партнеров. Этого на Западе не любят, и не позволят сделать.
— Вы считаете, что данная инициатива с е-декларированием затормозится?
— Думаю, что с 2018 года е-декларирование для антикоррупционных организаций не заработает. А если и заработает, то в документ будут внесены такие изменения, что они просто минимизируют работу органов, которые начнут проверять данные декларации. Считаю, что Порошенко принял эмоциональное решение. Ведь сегодня Президенту ничего не мешает использовать силовые органы для преследования оппонентов. Мне кажется, что это демонстрация цинизма в отношении общественного мнения и нигилизма — для формирования авторитарного общества. Ведь у власти уже сейчас есть все необходимые инструменты в руках для проверки финансовой деятельности. В частности, — налоговая, СБУ и прокуратура. А публичный характер е-декларирования общественных организаций говорит о том, что Президент пытается запугать все общество. Ведь если украинец хочет быть гражданским активистом и проводить расследование, то Президент говорит, что нужно готовиться к тому, что к нему придут спецслужбы.
— Почему Шокин решил вернуться на должность генпрокурора и удастся ли ему это сделать?
— У Виктора Шокина есть все основания для возвращения на должность генпрокурора. Ведь доказать факт кнопкодавства в парламенте будет не сложно. Также удастся подтвердить факт политического давления со стороны США. Ведь Джо Байден заявил публично, что даст Порошенко 1 миллиард долларов в обмен на Шокина. Кроме того, можно будет доказать другие не правомерные регламентные решения. Поэтому если суд будет справедливый, честный и независимый, то, скорее всего, мы увидим восстановление Шокина, который повторит судьбу Пискуна. Но здесь есть и политические мотивы. Ведь возвращение Шокина — сигнал для Луценко, чтобы развеять слухи о том, что он приемник Порошенко. Сам Президент пока не вмешивается в этот конфликт и просто молчит.
— Насколько реально возвращение Шокина?
— Шокин более удобен для Президента. Во-первых, он сможет восстановить структурную деятельность объектов Генпрокуратуры, потому что он специалист, а, во-вторых, он не имеет политических амбиций, которые могли бы помешать его работе. То, что Шокину исполнится 65 лет, не помешает восстановиться в должности. Ведь суд имеет все основания для того чтобы его восстановить. У нас ЦИК уже отработала свой срок, а ее членов до сих пор не заменили. Поэтому срок, который Шокин потерял, могут по объективным причинам зачесть и дать его доработать.
— Какая судьба ожидает Луценко?
— Деятельность Юрия Луценко на должности генпрокурора является провальной. Ведь ни одно дело не доведено до конца, а прокуратура функционирует в рамках пиар агентства, что добивает рейтинги украинской власти на Западе. Вряд ли Юрий Луценко займет должность премьер-министра, но в рамках переформатирования коалиции он может получить должность министра внутренних дел. Возможно, дело Шокина – начало переформатирования коалиции правительства. Также Луценко может получить почетную должность завсекретариата совета Нацбезопасности и обороны.
— Состоятся ли досрочные парламентские выборы в текущем году?
— Вероятность досрочных парламентских выборов сильно уменьшилась. Если в начале года говорили, что вероятность их проведения составляет 50%, то сейчас я ее оцениваю в 20%. Ведь власть уже пережила самый сложный зимний и весенний период. Поэтому протестная активность на фоне потепления и нового посевного сезона падает. Вероятность досрочных выборов достаточно серьезно снизилась. Возможно, они состоятся осенью, но их судьба сейчас находится в руках западных партнеров. Все будет зависеть от геополитических договоренностей ЕС, США и России. Выборы могут состояться, как следствие урегулировать украинский кризис и для того чтобы найти решение по выполнению Минских соглашений. Ведь внутри украинской политической системы не хватает сил для того чтобы спровоцировать досрочные выборы.