Президент Украины Петр Порошенко неоднократно заявлял о необходимости проведения досрочных выборов в Раду, так как текущий состав, по его мнению, не соответствует запросам украинского общества. Срок, отведенный парламенту для формирования новой коалиции, истек в воскресенье. А это дает Президенту полное право распустить Раду. Но пока изменения не произошли. ГолосUA расспросил политолога Руслана Бортника, почему Президент тянет с роспуском Рады, успеет ли ЦИК подготовится к перевыборам и когда, в связи с военной ситуацией, лучше всего провести парламентские перевыборы в стране.
— Руслан, вчера Президент не разогнал Верховную Раду, хотя срок, для формирования новой коалиции уже истек. Что помешало ему это сделать?
— Я думаю, что это чисто пиар ход, потому что не совсем однозначно в обществе воспринимается необходимость проведения выборов и выделение финансирования на эти выборы. По моему мнению, пиарщики Президента просто ему подсказали, что не стоит в один день смешивать месседжи с Днем Независимости, парадом и месседжи с объявлением о парламентских выборах. Тем более, что Президент в прошлую пятницу уже провел консультацию с лидерами фракций — это расписанный механизм по законодательству Украины. Этот факт уже можно назвать начальным этапом внеочередных парламентских выборов.Мы ожидаем, что уже завтра — во вторник или среду — Порошенко заявит о проведении внеочередных парламентских выборов. А сроки проведения 15-26 октября, если ничего не поменяется. Лично я, не вижу смысла сейчас проводить эти парламентские выборы. Парламент и так находится полностью в подчинении Президента и делает исключительно то, что он говорит. И структуризации власти эти перевыборы не помогут.
Посмотрите как за последнее время Яценюк и Порошенко начинают генерировать реформы и инициативы. Они понимают, что эти инициативы и реформы в нынешнем парламенте, который уже втянется в избирательную борьбу, не будут приняты. Вот за последний месяц было множество инициатив от Президента, но парламент за них голосовать не собирается, потому что все политические силы уже начали политическую борьбу между собой.И парламент сейчас будет «козлом отпущения», а Президент – «на белом коне». В такой ситуации тяжело будет добиться и мира на востоке, потому что никто не пойдет на компромисс из-за электората. Не будет достигнуто социальной и экономической стабилизации. Все будут конкурировать, друг друга подставлять, съедать и бороться за власть.
— Если выборы будут уже в октябре, успеет ли ЦИК к ним подготовиться?
— В любом случае полностью выдержать всю установленную процедуру невозможно. Потому что сроки выборов по действующему законодательству устанавливаются за 50-60 дней до формирования избирательной комиссии. Но как показывает последняя практика, такие нормы закона уже давно никого не останавливают. Я думаю, что ЦИК эти выборы проведет, но процедура во многих местах будет нарушена. Ее уже физически невозможно соблюсти. Например, если Президент объявит перевыборы во вторник или среду и назначит дату 26 октября, то до этих выборов, останется реально 56 дней. Я не думаю, что за 6 дней удастся сформировать окружные избирательные комиссии. Тем более, туда нужно завизировать еще представителей политических партий парламента, а для этого они должны провести съезды. Поэтому эта процедура уже нарушена, конечно, если не будет принято изменение в законодательство.
— Вчера было заявление Александра Турчинова, что Верховная Рада может не досчитаться 20 человек. Как вы думаете, речь идет об округах, которые временно оккупированы или где ведутся боевые действия?
— Я думаю, что Рада может не досчитаться еще больше человек. Если потенциально посчитать военные риски проведения выборов – это не менее 45-48 округов под угрозой срыва. В 15-17 округах выборы абсолютно невозможны. Ни в какой форме, даже в самой мягкой. Военная ситуация на востоке очень сложная и ее результат пока неизвестен. Я боюсь, что количество округов, в которых абсолютно невозможно провести выборы, может увеличиться ко дню выборов. Поэтому 20 человек – это очень усредненная цифра. Я бы сказал, что мы можем не досчитаться в Раде от 15 до 50 депутатов из-за того, что выборы в этих округах просто не состоятся. Из-за военной и социальной ситуации обстоятельства в этих округах будут такие сложные, что установить там достоверные результаты просто не удастся.
— Также спикер Рады заявил, что перевыборы будут проходить по старой системе, а не по открытым спискам. Как это соответствует обещаниям власти, ведь по их словам, выборы должны проходить по новой системе?
— Это были реверансы в сторону Майдана. По большому счету, никто, в том числе и нынешняя власть, не заинтересованы в проведении выборов по открытым спискам. Потому что это разрушает их систему власти. Мы же видим, что парламент на самом деле контролирует Президент. И все необходимые решения спокойно принимаются в парламенте с большим перевесом голосов. И то, что власти вроде бы, не договорились провести перевыборы по открытым спискам внутри такого парламента, где 300-350 голосов отдают за правительственные инициативы – означает, что это было пиар-заявление. Как и вопрос о люстрации, и многие другие вопросы. Скорее всего, никто и не собирался проводить такие выборы по открытым спискам.
— Если Президент проведет в Украине децентрализацию власти, как при таком механизме пройдут всеукраинские выборы?
— В той форме, по которой предлагается децентрализация по заявлению Яценюка, это никак не повлияет на выборы. Если будет проведена децентрализация власти, какой ее видят европейцы, в том числе, Америка или Германия, то действительно, избирательную компанию надо переносить и проводить выборы после реформы местного самоуправления и децентрализации страны. А в косметической форме, которую предлагает Яценюк, это ни на что абсолютно не влияет.
— В связи с ситуацией в стране, нужно ли сейчас вообще проводить выборы? И когда их лучше провести?
— Выборы нужны, но их нужно провести не ранее весны 2015 года. Потому что в данных условиях, новый «досрочный» парламент просуществует недолго и будет неэффективен. На это есть две причины. Первая – не будут учтены голоса граждан на юго-востоке и не будут представлены их политические интересы. Вторая – если провести выборы по старому законодательству с существующим барьером в 5%, то новые политические силы, которые родились на Майдане, начиная от «Правого сектора» и «Демократического альянса», тоже не попадут в парламент. И таким образом, мы получим не менее 30-40% избирателей, чьи голоса не будут представлены в парламенте. А это будет большая зона не стабильности. Этот парламент будет ограничен и постоянно разбиваться политическими конфликтами.
Сначала нужно менять законодательство, потом перенести эти выборы на весну, для того чтобы и молодые партии и основные имели более равные права в медиа и финансовом аспекте. Ведь молодые партии за это время просто не успеют раскрутиться. И когда всем будет понятно, что перевыборы пройдут через 6 месяцев, депутаты успеют подготовиться и как минимум, поучаствовать в этой компании. Тогда они будут пенять преимущественно только сами на себя. Но если сейчас идти по такой сокращенной процедуре, понятно, что выберут тех же самых людей, у которых находятся все СМИ в руках, все финансовые ресурсы. Система не поменяется. И такая система не устраивает украинцев ни на западе, ни на востоке страны.