Карина Акопян
07:00 23/06/2017

Р. Бортник: «Отмена моратория на продажу земли может привести к разрушению украинского села»

Законодательство по рынку земли до сих пор не приняли. Однако украинская власть уже успела пообещать Европе, что рынок продажи земли сельскохозяйственного назначения может начать действовать в Украине уже в 2018 году. В Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины сообщают, что займутся всеми вопросами земли уже этой осенью. Но какие основные риски несет за собой новый рынок земли и будет ли отменен мораторий на ее продажу, ГолосUA разузнал у политолога Руслана Бортника. 

— Руслан, в Украине привыкли все делать в спешке и в последний момент. Как оцениваете эту «гонку» за реформами? 

— Знаете, я называю этот год – годом «гари», потому что это год грязных дел. Следующий год фактически является избирательным, в 2019 у нас будут выборы. И все негативное, что сейчас происходит, непременно скажется на результатах. Поэтому в этом году будут реализовывать и медицинскую, и пенсионную, и аграрную реформы, чтобы все успеть к выборам.

 — Аграрная реформа, в частности, создание рынка земли, является, фактически наиболее болезненной для многих украинцев. О какой опасности можно говорить уже сейчас?

— Проведение такой аграрной реформы, прежде всего, является обязательством перед МВФ. Сегодня при Минагрополитики работает специальная рабочая группа под руководством первого замминистра аграрной политикиМаксима Мартынюка, который и занимается этой аграрной реформой. Существует мнение, что именно эта реформа была главной причиной отставки министра Тараса Кутового, который был с ней не согласен. Стоит отметить, что мы до сих пор не знаем, что мы обсуждаем, нет законопроектов и какой-либо концепции. Также очень активно начали говорить о том, что обязательно будет дано право покупки земли юридическим лицам. Но очевидно, что это простейший механизм скупки земли гражданами, инвесторами, которые абсолютно не заинтересованы в социально-экономическом развитии этой земли, их цель – это получение прибыли. 

— Как вы считаете, будет ли отменен мораторий на продажу земли?

— Думаю, что мораторий будет отменен. Вся эта борьба, которая сегодня происходит – это борьба за форму реализации этого рынка. Уже не стоит вопрос: будет реформа или не будет? Защитить мораторий уже не удастся. Но начинать реформу нужно с государственной земли, а также создав форму аукциона, чтобы можно было свободно и открыто зайти на сайт и купить землю, которую выставляют на продажу. Также существует очень острый вопрос в социальной сфере. Учителя и медики в регионах на сегодняшний день еще не получили землю вообще, хотя они на эту землю работали. Так может быть стоит государственную землю не продавать, а раздать ее социальному сектору? Когда-то этот вопрос стоял, но в определенный момент эта идея исчезла. Очевидно, это могло привести к множеству конфликтов в обществе и разрушило бы права граждан. Я считаю, что сначала стоит начать с приватизации этой земли, а потом уже создавать свободный рынок продажи.

— Как оцениваете спрос на украинскую землю?

— Спрос будет огромный, и я вижу это уже сейчас. Нашей землей очень активно интересуются. Но этот интерес имеет спекулятивный характер – купить дешевле, а продать дороже. В свое время, этим путем прошла Аргентина. Спрос на ее землю был очень большой. Но в итоге эту землю скупили большие корпорации, которые массово сеяли на ней сою, кукурузу, что привело к ее уничтожению. Если 3 года подряд сеять на земле кукурузу, чернозем уничтожается. Также приход больших предприятий приводит к десоциализации сел, поскольку люди продают свою землю, покупают на эти деньги квартиры и уезжают в города.  Точно также, кстати, появились эти пригородные известные трущобы – фавелы. И что мы имеем сейчас? Аргентина фактически обанкротилась и пропала. К сожалению, и нас тоже иногда пытаются запустить именно по такой схеме.

— Руслан, какие основные риски несет за собой аграрная реформа, в частности, появление рынка земли?

— Первый риск – это уничтожение земли и бесконтрольное ее использование. Украинский чернозем – это богатство нашего государства, которое очень легко можно «убить», используя генномодифицированные продукты и высаживая определенные культуры, которые эту землю убьют. Второй риск – это десоциализация и разрушение сел, в случаи массовой скупки земли по низкой цене. Селяне будут массово выезжать в города, села будут разрушаться, потому что нынешний тип производства не требует такого количества людей. А ведь «сердце» нашей страны – это село, поскольку там сохраняется украинский язык, украинская культура и вся наша цивилизация. Мы очень работящий народ, и всегда им были. Поэтому в связи с возможным разрушением украинских сел и потерей собственности на землю,  разрушаться все социальные институты в областях, в частности медицина и образование, и люди просто не смогут там жить.

— А государство не будет поддерживать такие села?

— Сегодня мы все видим, что государство все меньше и меньше поддерживает эти районы, а будущие коммерческие собственники тем более не заинтересованы в какой-либо поддержке этих людей. Опять же, в Аргентине было именно так. И если такой процесс в Украине произойдет – это будет означать коренной слом украинской нации. Государство будет другим, но это уже не будет прежняя Украина.

— Можем ли говорить еще о каких-либо рисках?

— Есть еще один аспект, который является серьезным риском для национальной экономики. Государственная казна автоматически может потерять очень серьезную прибыль от продажи земли. Если сегодня гектар земли в Европе стоит от 20 до 50 тыс. долларов, то у нас ее будут покупать за тысячу. И это притом, что украинская земля по своему качеству в сотни раз лучше. Да, пока еще Украина разрушенная страна, земли очень много, нам не удастся продать гектар земли как в Европе по 20 тысяч. Но пусть хотя бы по 10.

— Что сегодня необходимо сделать, чтобы не потерять село, а также поддержать украинскую экономику? 

— Нам необходимо сегодня создать такой механизм, согласно которому украинская земля будет продаваться на аукционах и по максимально высокой цене. Если мы ее продадим по достойной цене – эти средства пойдут в экономику государства. Те селяне, которые продадут свои гектары за 50 тыс. долларов, они смогут купить себе квартиру в городе, будут платить налоги и все это пойдет на пользу экономики. Но если они получат за землю 5 тысяч долларов, они ничего за это не купят. Поэтому в интересах Украины разработать прозрачный механизм, согласно которому земля будет продаваться максимально дорого. И если на нашу землю не найдется покупатель по европейской цене, в таком случаи, она вообще не должна продаваться.

Читайте также по теме