Р. Бортник: «Половина украинцев потенциально потеряют возможность выйти на пенсию в 60 лет»

Какие подводные камни несет в себе пенсионная реформа — об этом ГолосUA расспросил политолога Руслана Бортника. 

— Какие подводные камни несет в себе пенсионная реформа?

-Существующие пенсионеры разделяются на две категории. Первая, где 60% пенсионеров получат повышение пенсии в среднем на 700 гривен. Хотя 15% из них получат повышение менее 100 гривен.  А  у второй категории пенсии снизится,  в частности в данную категорию попадают  40% граждан. Но государство, чтобы их пенсия не снижалась, планирует осуществить доплаты. Пока не понятно за счет чего.

— За счет чего правительство планирует увеличить выплаты пенсионерам? 

-Это будет возможно за счет того, что вводятся новые положения в страховом стаже, которые приведут к тому, что в 2017 году на пенсию по возрасту, как положено, выйдет 70% людей.  А уже в 2028 только  55%. Как минимум половина людей потенциально потеряет возможность выйти на пенсию в 60 лет. Потому что повышается страховой стаж с 15 до 30 лет. То есть, за 10 лет страховой стаж повысится в два раза. Весь уровень пенсий будет заморожен, потому что будет заморожена средняя зарплата, из которых пенсии рассчитываются, и уменьшается коэффициент страхового стажа.   

 — Какие самые большие риски несет в себе пенсионная реформа?

-Самая большая трагедия в том, что ныне работающий человек среднего возраста теряет любую мотивацию отчисления пенсии. Если говорить о среднем украинце, то он в лучшем случае на пенсии сможет получить 40% тех денег, которые он уплатил в пенсионный фонд. Если мы говорим о мужчинах, то это будет 10-20%. Потому что среди мужчин очень большая смертность.  То есть, по сути, нынешнее трудоспособное население теряет мотивации для выплат в пенсионный фонд. Это приведет к росту теневого рынка и в 2028 году проблема дефицита ПФУ будет не меньше чем сегодня. Необходимо будет вновь ужесточать пенсионное законодательство или датировать его за счет государства для того, чтобы  сохранить людям мизерные выплаты.

 — Насколько сейчас сократится ли дефицит ПФУ?

-Правительство говорит, что дефицит будет сокращаться каждый год примерно на 10%, но смысла нет.  Пусть тогда государство откажется от всех своих функций и будет экономить деньги.   Дефицит не должен быть самоцелью. Самоцелью должна быть разумная финансовая политика и детенизация рынка труда. Ведь у нас 16 миллионов трудоспособного населения и только 10 миллионов платит взносы в ПФУ. Остальные работают в тени. Поэтому правительство должно думать, как вывести данных людей из тени и платили взносы в пенсионный фонд. В конце – концов, солидарная система для этого и придумана, она как раз компенсирует и обеспечивает социальные стандарты, к ней нельзя подходить по логике базарного торговца и пытаться где-то сэкономить.

 -Будут ли вноситься изменения ко второму чтению?

 -Изменения будут. Возможно, сохранят нынешний коэффициент трудового стажа 1.35 или продлят его на более длительный период. Возможно, будут внесены изменения по спецпенсиям. Сейчас они называются выплатами по пожизненными содержанию. Под них попадают силовики, военные, судьи Конституционного Суда.    

-Что изменится для простых украинцев после принятия законопроекта о КС?

После принятия законопроекта о Конституционном Суде Президент усилит контроль над орагном. В частности гарант сможет доизбрать своих трех представителей в суд. После чего решения в Конституционном Суде начнут приниматься легче и быстрее, потому что орган будет разбит на палаты. Что создает огромные риски, потому что данные решения невозможно будет оспорить. В частности закон о языках или о пенсиях будут принимать в режиме штамповки, что создает огромные риски того, что Конституционным Судом еще легче станет управлять с Банковой, так как он потеряет свою независимость.

Возможно, граждане смогут воспользоваться инструментом конституционной жалобы, но дело в том, что у нас сейчас есть инструменты петиции, которые сейчас не работают. Поэтому после того, как власть получит контроль над Конституционным Судом,  она спокойно сможет отшивать и разрушать все инструменты по конституционным жалобам. То есть суд теряет свою независимость и становится «карманным», отделом на Банковой.

Читайте также по теме