Алена Потаева
07:00 20/11/2014

Р. Бортник: «Спикер будет вторым по влиянию после главы государства»

В конце ноября в сессионном зале Рады состоится первое заседание парламента восьмого созыва. По традиции, на нем будет определен состав комитетов и их руководители. О том, как партии, прошедшие в ВР, разделят комитеты, кто может стать спикером Рады и по каким спорным вопросам будут ломать копья участники коалиции, корреспондент ГолосUA пообщалась с директором Украинского института анализа и менеджмента политики Русланом Бортником.

— Руслан Олегович, 27 ноября состоится первое заседание парламента восьмого созыва. Ранее спикер ВР седьмого созыва Александр Турчинов констатировал, что новая Рада начнет работу 2 декабря, но не исключал и 15 декабря. С чем связана такая скоропостижность, что Рада заработает даже не с понедельника, а уже в следующий четверг?

— Это означает, в первую очередь, то, что достигнут консенсус по составу правительства и распределению должностей в парламентских комитетах. Более того, спешка старта работы ВР обусловлена многими факторами, прежде всего, экономическими. Так, уже нарушена процедура бюджетного процесса, поэтому крайне необходимо вносить в парламент и рассматривать проект главного финансового документа страны на следующий год. Ведь без принятия госбюджета на 2015 год правительство не получит внешних заимствований, в том числе транша от МВФ. А без этих заимствований непонятно, чем правительство будет расплачиваться в феврале с украинцами с февраля по март.

— На первом заседании ВР состоится распределение парламентских комитетов. Пока только «Оппозиционный блок» заявил о желании возглавить регламентный комитет. Как могут распределиться должности председателей комитетов между фракциями?

—  В принципе оппозиция может претендовать на должность вице-спикера, на регламентный комитет, комитет по борьбе с коррупцией и, возможно, еще два-три комитета, которые традиционно отводились меньшинству.

Вероятнее всего, «Самопоміч» будет претендовать на комитеты, связанные с местным самоуправлением, какой-то из экономических комитетов и на должности зампредов и секретарей в других комитетах.

Распределение же главной массы комитетов будет проводиться по следующему принципу: большинство силовых комитетов, в том числе комитет иностранных дел, возглавят представители «Народного фронта» — все то, что в правительстве является квотой Президента, в парламенте отойдет «Народному фронту». И наоборот – все то, что в Кабмине будет квотой «Народного фронта», отойдет Блоку Петра Порошенко. Приблизительно так и произойдет принципиальное распределение мест в комитетах ВР.

— Если на первом заседании парламента восьмого созыва в президиуме будут сидеть представители всех фракций, то дальше работой ВР должен кто-то руководить. Кто, по Вашему мнению, может стать спикером Рады, учитывая то, что Яценюк не будет настаивать на кандидатуре Турчинова?

— «Народный фронт» априори не может претендовать на должность спикера, так как этой партии отходит пост премьер-министра. По логике процесса, эта должность должна достаться Блоку Петра Порошенко. Конечно, есть 20-30%, что в каких-то сложных моментах договоренностей, эта должность может отойти, например, «Самопомочі».  Но все же, скорее всего, должность спикера отойдет БПП как второму победителю парламентских выборов.

Кандидатуры могут быть разными: это может быть Гройсман, Домбровский или кто-то, кто нынче работает в Администрации Президента и стал депутатом. Но, вероятнее всего, все же Гройсман станет председателем ВР.

— А не мелковато ли для Гройсмана?

— Для него это хорошая политическая платформа. С учетом того, что формально на законодательном уровне Украина является парламентско-президентской республикой, парламент формирует состав Кабинета министров и определяет деятельность правительства, это своего рода предохранитель и очень серьезная должность в системе власти нынешнего Президента. На самом деле спикер будет вторым после главы государства, не третьим (после премьер-министра – прим. авт.), а вторым – в связи с приближенностью к телу Президента и высоким уровнем доверия гаранта Конституции.

—  Исходя из того, что в последнее время Ковальчук стал рупором БПП, может ли пост спикера достаться именно ему?

— Ковальчук может стать спикером, но тогда должен быть консенсус еще шире. За Ковальчуком стоят несколько финансово-промышленных групп, которые на данный момент формируют свои объединения из числа независимых депутатов в парламенте. Если к переговорам будут привлечены вышеуказанные группы, у Ковальчука есть неплохой шанс стать спикером. Если же должности будут делить сугубо три фракции – лидеры парламентских выборов, то у него шансов нет.

— Заседания подготовительной группы по организации первого заседания парламента часто касаются материально-технических вопросов. В частности, В. Гройсман выступил против строительства служебного жилья для народных депутатов в столице. Понятно, что народные избранники при этом без крыши над головой не останутся. Но с чем тогда связаны подобные заявления?

— Сегодняшняя ситуация с депутатскими квартирами – это часть какой-то атаки как на будущий парламент, так и на его будущее руководство. Это не связано с реальным положением вещей. Понятно, что в нынешней ситуации никто никакое жилье для депутатов строить не будет, и общество не позволит этого сделать – подобные действия вызвали бы колоссальные возмущения.

Думаю, что тем депутатам, которые сейчас кричат о необходимости повышения зарплат и восстановления льгот, тоже сейчас закроют рот, потому что общество не понимает подобных претензий. Соответственно, руководство партий недовольным депутатам прикажет помолчать и не поднимать данный вопрос. Ведь парламент после событий нынешнего года в значительной мере дискредитирован, и с этим связано его ослабление как ветви власти. Поэтому коррупционные или материальные скандалы лишь усугубляют ситуацию в ВР и еще больше могут поставить его в зависимость от правительства и от Президента. Следовательно, сделают Раду еще более слабой.

— Представители меньшинства прошлых созывов неоднократно требовали принять закон об оппозиции, в том числе этого требовала и Юлия Тимошенко, которая будет народным депутатом Рады восьмого созыва. Сейчас этого же требует «Оппозиционный блок». Как вы считаете, будет ли Радой-8 принят соответствующий законопроект?

— Подобная ситуация – яркая иллюстрация к устойчивой поговорке: «Место сидения определяет точку зрения». Представители «Оппозиционного блока» уже требовали принятия закона об оппозиции в 2006-2007 годах, когда они противостояли Ющенко. После них этого же требовала Тимошенко и, условно говоря, «оранжевая оппозиция». Теперь это же требует «Оппозиционный блок».

Думаю, что этот закон не будет принят в ближайшее время, потому что уровень антагонизма между партиями большинства и «Оппозиционным блоком» достаточно велик. И такой закон в любом случае усилил бы позиции меньшинства, дал бы ему дополнительные инструменты влияния на власть. Понятно, что никто на это сейчас не пойдет.

Кто еще может стать оппозицией? От 10 до 40 депутатов-мажоритарщиков займут оппозиционную нишу. Они как могут присоединиться к «Оппозиционному блоку», так и могут быть оппозиционерами без присоединения к ОП. Самый свежий пример – депутат Деревянко, который будет находиться в личной оппозиции к большинству и вместе с тем, не будет присоединяться к «Оппозиционному блоку». Оппозицией также может стать часть депутатов из «Батькивщины» Юлии Тимошенко и «Радикальной партии» Олега Ляшко, которые, в силу личных амбиций и личных интересов поначалу разыгрывать роль «троллей», то есть, критиковать осторожно и конструктивно. А в зависимости от действий Президента и премьера, а также социально-экономической ситуации, постепенно превратятся в «гоблинов», то есть, будут переходить к более жесткой и радикальной критике власти.

— Участники коалиции сегодня признали, что у них возникло противоречие относительно снятия моратория на продажу земель сельхозназначения, о котором ратует БПП. Какие еще спорные моменты могут возникнуть у партий?

—  Кроме продажи земли, безусловно, спорным будет вопрос об уровне акцизов на алкоголь и на табак. Мы будем наблюдать постоянную конкуренцию между финансово-промышленными группами, и сразу можно будет сказать, кто будет доминировать. Также спорным вопросом станут рентные платежи за использование недр, то есть, добычи полезных ископаемых. Безусловно, встанет вопрос о формировании местных бюджетов. В парламенте восьмого созыва достаточно сильно будет представлены, благодаря «Самопомочі», да и не только ей, местные интересы будут подниматься довольно серьезно. В том числе будет подниматься вопрос и госрегулирования и предоставления публичных услуг. Если правительство и Президент будут пытаться эту сферу каким-то образом усилить, потому что им нужны доходы в бюджет, многие депутаты будут требовать дерегуляции этих сфер.

Также конфликтным станет вопрос приватизации и реприватизации. Финансово-промышленные группы очень жестко конкурируют в этой сфере. Они будут очень ожесточенно бороться за те объекты, которые нужно приватизировать и за те, которые необходимо реприватизировать – то есть, отобрать у ослабевших финансово-промышленных групп и бизнес-кругов РФ.

Читайте также по теме