Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о недопустимости использования военного ресурса для возвращения территорий на востоке страны и подчеркнул важность поддержки Запада в контексте создания более мощных Вооруженных сил Украины. Ранее Президент Украины Петр Порошенко заявил о необходимости введения действенных механизмов для имплементации Минских соглашений. О том, как Украине вернуть Донбасс мирным путем, корреспондент ГолосUA побеседовала с директором Украинского института анализа и менеджмента политики Русланом Бортником.
-Руслан, почему появилось заявление о мирном пути решения конфликта на Донбассе после года проведения АТО?
—Риторика Яценюка всегда была довольно радикальной. Но сейчас идет игра «в миротворца». К тому же, мы видим, что все стороны, начиная от Нормандской четверки, стали говорить о том, что существует только мирный путь решения проблемы — включая и Украину, а также представителей ДНР и ЛНР.
-Что так изменило риторику противодействующих сторон?
-Напомню, как буквально пару недель назад Байден (Джозеф Байден — вице-президент США — ред.) «одернул» Украину, предостерегая от попыток военным путем возвратить Донецкий аэропорт. То есть, сейчас есть четкая позиция США по данному вопросу. Поэтому Украина, а также ее оппоненты не намерены инициировать очередную военную фазу конфликта. И они это четко дают понять. И такую риторику просто вынужден «дублировать» Яценюк.
-Но бои в зоне АТО продолжаются, правда, с меньшей интенсивностью…
-Да, это — несколько разных «параллельных» реальностей. Первая из них — уровень политических заявлений. В этой ситуации все миротворцы. Вторая реальность — продолжение боевых действий. И третья — социальная, это реальность людей, которые живут в условиях войны на Востоке, а в Украине — в условиях разрушающейся экономики. Эти три реальности часто между собой не пересекаются.
-Что Украина обязана сделать, чтобы вернуть себе Донбасс?
-Во-первых, нужно признать, что там находятся наши граждане. Во-вторых, сегодня необходимо максимальным образом восстанавливать культурные, экономические, социальные и административные связи с этим регионом. Может быть, даже за счет каких-то экономических и политических уступок. Потому что это — единственный способ реинтегрировать территории Востока, вернуть их обратно в страну.
-Эти процессы уже происходят?
-Сегодня все делается с точностью до наоборот. Я имею в виду блокировку экономических путей, звучат заявления радикальных политиков. Это только отталкивает Донбасс, делает более тяжелым процесс его возвращения в Украину. Грузия разорвала все связи с Осетией и Южной Абхазией, что не помогло ей реинтегрировать эти территории, увеличить количество своих сторонников там. Мы не должны повторять таких ошибок, биться головой о стену, которой нет. Но такое впечатление, что некоторые украинские политики, как и представители ДНР и ЛНР, пытаются всеми силами воздвигнуть эту стену, прикрывая таким образом свои личные политические амбиции и попытки конкурировать за экономические ресурсы.
-Как Украине повысить свой авторитет среди простых людей, проживающих на Донбассе?
-Максимально открыть экономические и культурные границы. Посылать на эти территории больше гуманитарных конвоев, чем это делает Ринат Ахметов или Россия. Украина там должна присутствовать сейчас, на начальном этапе реинтеграции, максимально. Мы же пока достигли лишь «вымывания» всего украинского, вытеснения украинских товаров, услуг. Это огромный рынок, 3 млн. населения. И он сейчас активно захватывается российскими предпринимателями. Таким образом, создается еще один барьер для возвращения Донбасса в Украину.