Советник министра внутренних дел, член координационного штаба МВД по обеспечению правопорядка на выборах Иван Варченко подчеркнул, что любой подарок избирателю стоимостью менее 60 гривен не является подкупом. ГолосUA решил разобраться, какие могут быть использованы инструменты для подкупа избирателей и будет ли этому препятствовать МВД, расспросив об этом политолога Руслана Бортника. />
— Какие могут быть использованы инструменты для подкупа избирателей?
— Деньги, коммунальные программы помощи, повышение пенсий и монетизация субсидий в марте — это все является элементом подкупа. Сюда же можно отнести административное давление, незаконную агитацию в воинских частях и пенитенциарных заведениях. Кроме того, использование под маркой социальной рекламы — рекламы действующих политиков.
— В МВД заявили, что подкупом избирателя считается сумма от 60 гривен. Пойдут ли на это кандидаты в президенты?
— По закону любые подарки избирателям до трех необлагаемых минимумов граждан, это приблизительно 60 гривен, не считаются подкупом или взяткой. В данном заявлении все логично. В свою очередь суммы, которые сегодня ходят по предвыборному рынку, намного больше трех необлагаемых единиц. Они находятся в диапазоне от 500 до 2000 гривен. Их раздают на руки, в части прямого и непрямого подкупа, через различного рода карманные программы заботы о малообеспеченных гражданах. Однако законодательные ограничения не являются барьером для преследования коррупционеров. Тем не менее, я уверен, что сейчас за 60 гривен гражданина не подкупишь. Очевидно, что украинцы не поменяют свой голос на килограмм гречки. Если кандидаты в Президенты будут раздавать избирателям по одному килограмму гречки, то просто будут выглядеть смешными. Над ними просто будут смеяться избиратели.
— Насколько реально, что МВД будет препятствовать подкупу избирателей?
— Сложно сказать. На сегодняшний день такое решение еще не до конца принято. Однако массовый подкуп возможен только в случае содействия органов власти. В частности, МВД и других силовых структур. Если будет четкое указание не допускать подкупа избирателей, то массовый подкуп невозможен. Подкуп — это всегда элемент власти. Оппозиция организовать масштабные схемы голосов просто не в состоянии, в силу того, что их моментально сломают структуры власти. На чью сторону встанет министр МВД Арсен Аваков, пока сложно спрогнозировать. Маркером борьбы с подкупом будет тот показатель, если полиция «хлопнет» финансовые центры по его организации. То есть, закроет помещения, где в кэше хранятся десятки миллионов гривен, которые потом раздают наличкой. Также закроют организации, которые под надуманными предлогами переводят эту наличку на банковские карточки. Только в этом случае можно будет сказать, что с подкупом начали бороться. За руку по одному никого ловить не будут. Пока что происходит имитация и надувание щек.
— Может ли Запад в случае масштабного подкупа избирателей не признать выборы в Украине?
— Западу важнее номинальное соблюдение избирательного процесса. Причем Запад будет наблюдать за ходом избирательного процесса только в день выборов. Когда уже все нужное по подкупу было сделано, все были подкуплены, и кампания по подкупу прошла. Для Запада важна форма номинально легитимных выборов, чтобы у России не было повода вернуться к риторике 2014 года. На такого рода нарушения, как скупка голосов и административное давление, Запад привык закрывать глаза. То есть, из-за этого Запад не будет признавать президентские выборы недействительными. Такой сценарий был бы возможен, если бы победил тот кандидат, который не устраивает ЕС и США. В частности, кто-то из оппозиционных политиков, которые на Западе считаются пророссийскими, но такое развитие событий на сегодняшний день просто невероятно.
— При этом в последнее время Запад отвернулся от Украины… С чем это связано?
— Из-за того, что власть в Украине заканчивает свои полномочия, из-за хаоса и отсутствия единого подхода в решении украинского кризиса и российско-западного кризиса у западных элит. Нынешняя власть рассчитывала на политическую и публичную поддержку со стороны западных лидеров. Однако этого не получила. В 2019 году западные партнеры ничего нам не предложили, поскольку «плана Порошенко» за пять лет никто не дождался. Диалога между лидером нашего государства и лидерами других стран, исходя из национальных интересов Украины, у Президента не было и на самой большой переговорной площадке. Прошедшая Мюнхенская конференция по безопасности использовалась Порошенко только для личного пиара.