— Руслан, почему власть именно сейчас решилась пойти на задержание Саакашвили?
— Она решилась не только на задержание Саакашвили, происходит комплексна атака. В частности, — на НАБУ и блокада канала NEWone. Речь идет о комплексной системной зачистке оппонирующих политиков, следователей и медиа. Сейчас наиболее удобный для этого период. Люди готовятся к новогодним праздникам и не готовы воспринимать конфликты. Запад отвлечен на решение внутренних проблем. В Германии Ангела Меркель формирует правительство, в США происходит внутренний конфликт, поэтому им не до Украины. В итоге создалась технологически удобная ситуация. Отмечу, что действия НАБУ и история с Саакашвили стали спусковым крючком. В частности, НАБУ – дело рюкзаков сына Авакова и «генералы на крови». То есть, коррупция в министерстве обороны. Стоит только посмотреть, как изменились требования протестующих под Радой: от антикоррупционного суда — до импичмента. Последний марш на выходных прошел под темой импичмента. Если власть не решит возникнувшие проблемы, то с каждым месяцем они будут нарастать, как снежный ком. Ситуация будет усугубляться, и переходить в хронические формы. Электоральные рейтинги власти будут падать. Поддержка Запада на фоне скандалов будет снижаться. В итоге власть приняла решение или сейчас, или никогда, и начала «рубить» НАБУ и Саакашвили. После чего начались атаки на СМИ.
— Могут ли западные партнеры вмешаться, и высказать свое недовольство действиями властей?
— У партнеров сейчас сложный выбор, они смотрят и думают: наказывать власть и бороться за демократию для украинцев или закрыть на все глаза. Хотя на Западе прекрасно понимают, что все происходящее в Украине грозит политической дестабилизацией в стране. Это лишь одна из составляющих. Есть серьезные ограничения в том, что политику в Украине с 2014 года определяет Запад. Он несет полную ответственность за то, что случилось в нашей стране. Признать западным политикам, что они «поставили» не на тех людей, – означает признать личный провал. Кроме того, многие из западных чиновников коррупционно связаны с украинскими элитами. В частности, сын американского политика Байдена. Поэтому они не хотят наказывать действующую власть.
— Какое развитие событий вероятнее всего?
— Запад, скорее всего, продолжит использовать Украину, как буфер. Реакция публичная будет, но она будет вялой. Если западные политики промолчат, то их оппозиционеры выставят это против них. Пока же политики ничего реально не будут делать, так как бояться давить на украинскую власть, чтобы не потерять возможность использовать Украину, как буфер.
— Пойдет ли власть на депортацию Саакашвили?
— Конечно. У власти руки развязаны. Она может пойти на депортацию или на экстрадицию. Сейчас на Банковой просчитывают все кризисы и потери в случае выдворения экс- губернатора Одесской области из страны. Власть понимает, что сейчас все решается на улице. Если Саакашвили будет собирать большие митинги, то власть попытается с ним договориться. Если все это будет в незначительной форме, то его будут депортировать или экстрадировать.
— Могут ли протесты сторонников Саакашвили под Радой перерасти в очередной Майдан?
— Конечно, протесты могут трансформироваться в Майдан. Пока что они обходятся без жертв, но если люди начнут гибнуть, то митинги могут перерасти в Майдан. Власть увидела, что на прошедших выходных митинг стал больше, и побоялась, чтобы он не трансформировался в Майдан. Сейчас она всеми силами пытается не допустить этой трансформации. На данный момент позиции сторон радикализировались, и все зависит от дальнейших событий. Какие «черные лебеди» будут летать, и как проявится мастерство политтехнологов по обе стороны баррикад? Власть боится Майдана, иначе бы не обращала внимания на Саакашвили. На Банковой понимают, что уровень недоверия власти достиг 80%.
— Если митинги трансформируются в Майдан, ожидать ли нам досрочных президентских и парламентских выборов?
— Безусловно. Если соберется полноценный Майдан и на улицы городов выйдут 100 тысяч украинцев, то власть продержится не больше недели. Дальше нас ожидают досрочные парламентские и президентские выборы. То есть в 2018 году.
— Сможет ли нелегитимный ЦИК провести выборы?
— Конечно. Он после истечения своего срока все равно уже который год проводит выборы. Он обсуживал Януковича, Порошенко, обслужит и новых лидеров. У ЦИК ручная функция. Это избирательная комиссия по вызову. Уровень его легитимности, начиная с 2014 года, постоянно понижается. А новый Майдан приведет к еще большему снижению его уровня легитимности.