Спустя почти год после начала развития трагических событий на Донбассе, когда Украина понесла огромные человеческие жертвы, экономика страны оказалась в преддефолтном состоянии, а большинство наших граждан – за чертой бедности, Президент Петр Порошенко заявил о готовности выполнить одно из основных требований жителей Донбасса — предоставить регионам возможность самоопределения и провести референдум по вопросу государственного устройства страны. О том, почему подобные заявления звучат в период старта процесса децентрализации, а также возможно ли сейчас обеспечить демократические условия для проведения всенародного волеизъявления, ГолосUA рассказал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— Руслан Олегович, во время заседания Конституционной комиссии Порошенко в очередной раз заявил о приверженности к унитарной модели государственного устройства Украины. Соответствует ли политическая риторика Президента его действиям? Что подразумевается под «унитарным устройством по-украински»?
— Это – политические заявления на уровне того, что Крым вернется в состав Украины или что мы одержим победу на Донбассе. Из уст Президента постоянно будут звучать слова об унитарном устройстве страны — подобные заявления правого толка позволят сохранить лояльность крайне правого электората. Но чтобы разобраться в ситуации, нужно следить не за риторикой, а за реальными действиями политиков. Сейчас становится понятно, что мы двигаемся по пути децентрализации. Президент прекрасно понимает, что это, фактически, единственный путь, который у него остается, чтобы кое-как найти выход из сложившейся ситуации в Украине, сохранить существующий баланс финансово-промышленных групп. Да и это – требование второго Минского договора.
Но само понятие «децентрализация» очень широкое. Как социал-демократы и марксисты являются представителями «левых», так регионализация, федерализация – формы децентрализации.
— Порошенко говорит о готовности провести референдум по вопросу государственного устройства спустя почти год после начала войны на Донбассе, разразившейся, в частности, на почве требований местных жителей предоставить им право на самоопределение. Коммунисты ранее предупреждали о необходимости проведения референдума для сохранения территориальной целостности страны. Можно ли сейчас обеспечить демократические условия для народного волеизъявления?
— Война на Донбассе привела к тому, что очень сильно изменилось общественное мнение. Если два года назад ответ населения на этом референдуме был неоднозначен, то сегодня существует большая вероятность, что люди проголосуют против любого вопроса по изменению формы государственного устройства, который будет вынесен на референдум. Украинцы напуганы событиями на Востоке, находятся под влиянием манипуляций СМИ. В нынешних условиях, когда нельзя обеспечить демократические стандарты проведения референдума и выборов, когда нет позиции двух сторон и равноценного представительства СМИ в административных органах, любой референдум – это фиксация позиции власти. Он будет выгоден действующей власти, будет отображать только ее мнение. Потому что нет равных условий, нет дискуссии, чтобы общество принимало решение сознательно, владея позицией двух сторон.
— Какую цель преследует Порошенко, декларируя готовность к референдуму?
— В заявлениях Порошенко о проведении референдума звучат угрозы в борьбе за полномочия в сторону региональных элит. Понимая настроения общества, Порошенко угрожает: если вы будете настаивать на каких-то больших полномочиях, что могу вам сегодня дать, я проведу референдум. А если люди скажут «нет» децентрализации, вы вообще ничего не получите. Благодаря такой риторике конструируется правовой, моральный пиар-инструмент, чтобы держать вопрос децентрализации под контролем, чтобы региональные элиты не смогли воспользоваться начавшимся процессом децентрализации и получить больше полномочий, чем хочет им дать Президент.
— Какая вероятность, что референдум будет проведен в Украине в ближайшее время?
— Думаю, референдума пока не будет. С одной стороны, это – деньги, с другой – мы еще не находимся на той стадии разработки инициатив, чтобы что-то можно было выносить на референдум. Кроме того, у нас есть обязательства по проведению децентрализации – Минск-2 — подкрепленный гарантиями Франции и Германии. Сейчас выносить вопрос по государственному устройству на референдум – все равно, что принимать в Верховной Раде знаменитые законы по статусу Донбасса. Это означает переигрывать Минский меморандум, что еще больше обозлит Европу на Порошенко и лишит его возможной поддержки.
— Власть берет курс на децентрализацию, создана Конституционная комиссия для разработки изменений в Основной закон. Но будут ли эти изменения соответствовать требованиям общества, а не отражать запросы действующих политических элит?
— Чтобы что-то ломать или строить, мы сначала пишем план, задумываемся о возможностях реконструкции. А для Конституционной комиссии ни Президент, ни парламент не поставил конкретных «технических задач», например, что мы демократизируемся, меняем систему государственного управления, систему управления территориальными общинами. Эти тезисы должен был сформулировать парламент как орган, избранный большинством украинцев. В разработке задач должен был участвовать Совет национальной безопасности и обороны и, безусловно, Президент. Но комиссия сформирована, поезд запускают, но неизвестно, куда он идет.
Поэтому история с Конституционной комиссией пока напоминает техническое выполнение пунктов Минского меморандума и попытку соответствовать общественному мнению, так как большинство украинцев выступают за внесение изменений в Конституцию. Но нет цели – для чего это делают.
— В таком случае, как будет работать Конституционная комиссия?
— Вероятно, Конституционная комиссия сформирует свои наработки, внутри будет много дискуссий. А потом будут действовать ситуативно, кто кого передавит: Президент парламент или наоборот, центральные или региональные элиты. Сформируется ситуативный баланс, как это было в 2004 году. Тогда из светлых и демократических идей все превратилось в междусобойчик по распределению полномочий между Президентом и парламентом. Конечно, есть небольшая надежда на саму Конституционную комиссию, которая на свой страх и риск сможет определить вектор конституционного реформирования, которого пока нет. Остается надеяться, что эта Конституционная комиссия под давлением общественности будет действовать более независимо и суверенно, чем предыдущая.