Президент США Джо Байден и президент РФ Владимир Путин провели двухчасовые переговоры относительно ситуации в мире и Украине. ГолосUA решил разобраться, чего ожидать Киеву от них, спросив об этом политолога Руслана Бортника.
— Как вы можете оценить переговоры Путина и Байдена?
— Переговоры были успешными, а вот с договоренностями хуже. Нужно понимать — это только начало диалога. Это первые предметные переговоры, во время которых стороны обменялись конкретными предложениями и позициями. Большая часть переговоров останется за кулисами. Очевидно, что диалог был жестким и откровенным. Стороны забрали с собой «домашнее задание». Эта встреча была более продуктивней, чем женевская, состоявшаяся в июне этого года. Встреча в Женеве имела «нулевой формат». Стороны просто знакомились и описывали проблематику. Нынешние же переговоры были прагматичными и конкретными.
Эти переговоры снимают военно-политическое напряжение между государствами. В частности, между США и РФ. В том числе и в зонах гибридного противостояния. Например, в Украине. Оживление переговорного формата, вероятно, принесет снижение напряжения в Украине до весны следующего года, пока не начнутся новые российские военные учения.
Сам факт переговоров укрепляет позиции и США, и России в их диалоге с Китаем. Это является определенной формой политической компенсации для руководства РФ. При этом нужно понимать, что президенты США и РФ ведут диалог сразу на двух уровнях. Первый – глобальная политико-экономическая конкуренция в мире. Вторая – прямые государственные отношения между РФ и США.
— Какие успехи достигнуты на этом «втором уровне»?
— Отказ США от санкций против «Северного потока-2» и 35 российских граждан. Также к успехам можно отнести отказ от запрета на инвестиции в российские суверенные долговые обязательства, что, вероятно, связано с некоторыми гарантиями и обещаниями с российской стороны. О каких именно гарантиях идет речь, пока непонятно. Диапазон этих обещаний может быть достаточно широк: от гарантий безопасности Европы до смягчения условий работы американских структур в РФ.
При этом Байден формально не признал российские «красные линии», а это вступление Украины в НАТО и развитие военной инфраструктуры западных стран в Украине. На самом деле речь идет не только об Украине: на кону стоит формальное признание РФ в статусе глобального государства, которое имеет свои внешние интересы и сферы влияния. Большая часть американских элит выступает против этого, поскольку понимают, что в будущем это позволит провести России «красные линии» не только в Европе по украинской границе, но и на Ближнем востоке, а также в Латинской Америке и Африке. А это уже новый мировой порядок, к принятию которого США пока не готовы. Кроме того, признание глобальной роли и интересов РФ Байденом гарантировало бы серьёзный внутриполитический кризис в США в преддверии выборов в американский конгресс.
— Чего ожидать Украине после переговоров Байдена и Путина?
— Украинский вопрос явно стал триггером в американо-российских отношениях. Несмотря на обмен обвинениями тактического характера, стратегически и концептуально позиции РФ и США по Донбассу и Украине когерентные. Обе стороны выступают за возвращение Донбасса в состав Украины в качестве автономного образования. При этом тема Крыма между странами сегодня остро не стоит. Она отложена на неопределенное время. Скорее всего, в ближайшее время восстановятся российско- американские консультации по Украине по типу «Нуланд-Карасина» и «Волкер-Сурков».
Их задача будет не столько найти компромисс, сколько придать новую энергию «нормандской четверке» и минскому переговорному процессу. При этом все стратегические решения будут приниматься между США и РФ, а концептуально-тактические в «нормандской четверке» через механизмы «Минска-2».
Переговоры между Путиным и Байденом для Украины как «уходящий поезд». Это последний шанс для Зеленского и его команды конструктивно выступить с украинской позицией и попытаться сделать свою позицию основой для политического урегулирования. Иначе Украину ждет международное принуждение к реализации мирного плана по Донбассу, или военное обострение с РФ и политический кризис.
Насколько будут продуктивными и длительными результаты договорённостей между РФ и США, станет понятно по наличию или отсутствию новых переговорных форматов на уровне администрации Президента, МИД РФ и Госдепа.
— Президент Франции Макрон хочет обсудить ситуацию в Украине с Зеленским и Путиным. Насколько это вероятно?
— Макрон демонстрирует своим политические амбиции перед выборами. Он может обсуждать только то, что ему сказал Байден. Лидер Франции сегодня находится вне игры. Инициатива Макрона — это элемент его политической французской стратегии. Хотя нельзя исключать, что могут состояться трехсторонние переговоры Макрон-Путин-Зеленский. Однако на сегодняшний день главный переговорный формат — США- Россия без участия Франции. Но не исключаю, что Германия и Франция смогут сыграть какую-то вспомогательную роль.
— Произойдет ли встреча Путина и Зеленского в двустороннем формате?
— В будущем такой сценарий вполне вероятен. Однако встреча возможна только после того, как США и Россия согласуют общий план действий. Сегодня Россия не видит смысла говорить с Зеленским из-за того, что он не готов пойти на компромиссы, которые необходимы Кремлю по Минским соглашениям.
— Что может подтолкнуть Зеленского к такому компромиссу?
— Американские партнеры, которые могут одновременно подтолкнуть к этому и европейских партнеров, и украинскую власть. Также США могут дать гарантию политической безопасности в случае реализации мирного плана по Донбассу.
— То есть «Минск-2» может ожить?
— Переговоры по реализации Минских соглашений, вероятнее всего, «оживут». Это может произойти в 2022 году. В этом случае, как финальный этап минского процесса, может состояться встреча Путина и Зеленского.