Р. Бортник: «Спусковым крючком протестов в Казахстане стало закулисное противостояние элит»

Ситуация в Казахстане обострилась после того, как 2 января местные жители вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо, стоимость которого выросла в два раза, после чего беспорядки продолжились с новой силой. В ряде городов, включая Алматы, протестующие пошли на захват зданий администраций. Кроме того, захватили резиденцию президента Казахстана Касыма-Жомарт Токаева, который обратился за помощью к главам стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ГолосUA решил разобраться, когда закончатся протесты и кто за ними стоит, спросив об этом у политолога Руслана Бортника.

— Почему в Казахстане вспыхнули массовые протесты, и кто за этим стоит?

Причин этому несколько.  Еще в начале этого года, согласно социологии, в Казахстане был накоплен большой протестный потенциал. В частности, более 50% казахстанцев прогнозировали вероятность протестов. Особенно в Алматы и в юго-западных регионах, если поднимутся цены на товары и услуги. Также люди были недовольны всепоглощающей коррупцией и системой государственного управления. То есть протестный потенциал был высоким. На него наложились серьезные ковидные ограничения, которые были самыми жесткими на всем пространстве бывшего СССР. Также на это наложилось внутренне противостояние между группами казахстанских элит. В частности, между командами старого и нового президента Казахстана и разными родовыми группами (жузами). Каждая из них пыталась использовать дестабилизацию для своих целей. На эту ситуацию наложились ошибки в управлении социально-экономическими вопросами. Например, повышение цены на газ. Причем данное повышение являлось самодеятельностью одной из групп элит, которая начала модернизацию заводов сжиженного газа. Она попыталась переложить цену этой модернизации на плечи потребителей.

Кроме того, на все это наложилось внешнее влияние и проблема радикального исламизма. Заметное количество казахстанцев воевали за исламские движения в Сирии. В сельской местности ощущается серьезная проблема исламского радикализма. Еще одна проблема – отсутствие социальных лифтов в государстве и немодернизированная система госуправления. Выросло молодое поколение, которое не понимает, почему ничего не меняется в госуправлении. Все это привело к массовым протестам, которые в силу азиатской культуры моментально превратились в погромы.

Что послужило «спусковым крючком»?

— Повышение цен на газ – только повод.  Спусковым крючком послужило закулисное противостояние элит. Поэтому, по большому счету, ситуация завершается абсолютным отодвиганием от власти бывшего Президента Республики Казахстан Назарбаева, его команды и родственников. Происходит формирование вертикали под управление Токаева. Хотя ранее модель госуправления в Казахстане была двойственной. Обе группы в какой-то мере управляли страной.  Все это заканчивается первым публичным применением сил ОДКБ, которые, скорее всего, и наведут порядок на территории Казахстана. Фактически ОДКБ сегодня предстают в новом статусе. Становится понятно, что это военный блок, как и НАТО или другие военные блоки, вполне может применяться для достижения внешнеполитических и внутреннеполитических целей. Операция в Казахстане может ознаменовать завершения полноценного формирования ОДКБ и его выход на международную арену в качестве полноценного военно-политического блока.

— Будет ли полная зачистка власти?

В Казахстане произойдет изменение модели власти. Также будут серьезные меры по наказанию бунтовщиков. На какое- то время произойдет усиление российского влияния на территории Казахстана. Ведь данная страна очень важна для России и Китая, который за последнее время инвестировал туда 80 миллиардов долларов. Для Кремля Казахстан – страна-сосед и один из ключевых транзитеров участников проекта «Великий шелковый путь». С политической точки зрения в Казахстане была авторитарная модель управления, но экономика была очень либеральная.

Напомню, что в Казахстане работает британская система правосудия. Казахстан в свое время пригласил английских судей, которые там работают и выступают арбитрами в экономических спорах. Поэтому либеральная экономика с авторитарной политической системой управления не пережила кризиса или вызова модернизации модели управления.

— Причастно ли к протестам внешнее управление?

— Внешнее влияние, безусловно, имело место, но все же проблемы были внутренними. Еще год назад говорили о том, что в Казахстане возможен Майдан. Внешнее влияние – просто чирканье спичками. Взрывоопасная атмосфера сложилась в этой стране давно. К сожалению, элиты не понимали этого и оказались неспособными на это отреагировать.

В итоге мирные социально-экономические требования, которые стояли изначально, как и в Украине, на финальном этапе были просто перехвачены сельской необразованной молодежью и радикальными исламскими группами, а также уголовными кругами для организации погромов и откровенного грабежа.

— Бытует мнение, что к протестам причастна рука США и Великобритании.

Она присутствовала. Все внешние игроки пытались влиять на Казахстан. США и Великобритания поддерживали протесты. Однако это не было прямое управление протестами.  В какой-то мере происходило разыгрывание анитиэлитарных настроений в обществе.

Чем завершатся протесты?

— Ситуация завершиться также как и протесты, которые были ранее в Киргизии, Беларуси и Армении – усилением российского влияния. Уже выработана практически работающая модель, когда Майдан на постсоветском пространстве ведет к усилению российского влияния. Это четко прослеживается в вышеперечисленных странах. Примечательно, что Пашинян, который был лидером протестов в Армении, фактически принимал решение о введение войск ОДКБ и армянских военнослужащих в Казахстан.

Бунт будет подавлен силой в ближайшие две – три недели казахстанскими силовиками и войсками ОДКБ.

Читайте также по теме