Саммит Украина-ЕС в Киеве 12 октября принес три новых соглашения и начало дискуссий по совместным действиям для укрепления энергетической и военной безопасности Украины. ГолосUA решил разобраться в итогах саммита, спросив об этом у политолога Руслана Бортника.
— Какие выводы можно сделать о 23-м саммите Украина-ЕС?
— Саммит показал, что ресурс евроинтеграции практически исчерпан. ЕС не готов предоставлять Украине не только членство, но и расширять Киеву доступ на свой рынок. В свою очередь Украина устала ожидать и стоять на пороге.
Из хорошего – на саммите было подписано соглашение по «открытому небу». Также на саммите договорились о новом кредите на 600 млн евро. Но все же это не тот уровень вопросов, для решения которых необходимо участие Президента Украины и лидеров Евросоюза. Важнейшие для Украины вопросы, например, перспектива членства ЕС, снятие ограничений в работе зоны свободной торговли и «промышленный безвиз», зависли в воздухе и остаются нерешенными. При этом инерция евроинтеграции продолжается, и мы в ней живем. Стороны зашли в тупик, и непохоже, что они в ближайшее время из него выйдут.
-Все дело в невыполненных Украиной реформах?
— Ежегодно Украине выставляют требования по выполнению тех или иных реформ. А сам меморандум о взаимоотношениях между Украиной и ЕС является виртуальным и лишен какой-либо новизны. Он фиксирует нынешнее положение вещей, когда Евросоюз выступает одним из кредиторов Украины. В таком состоянии отношения Киева и ЕС находятся с 2016 года, и в них нет особой динамики.
— Что изменится в контексте соглашения об «открытом небе» между Украиной и ЕС?
— Потенциально это позволит выйти европейским компаниям на украинский рынок, а нашим — на европейский. Это может привести к снижению цен на авиаперевозки. Для потребителей это будет плюсом, но государство потеряет существенную базу налогообложения. В то же время не стоит рассчитывать, что украинские авиакомпании будут летать между Барселоной и Парижем. Они не способны состязаться с европейскими лоукостами, которые длительное время могут демпинговать, снижая стоимость билетов. Это означает, что в Украине может исчезнуть часть авиационных компаний, которые окажутся неконкурентными. Скорее всего, на паузу будет поставлена идея Президента Зеленского о создании национального перевозчика. Он тоже будет не конкурентным. Поэтому, открывая свое небо, Украина забыла запустить механизм поддержки национальных авиакомпаний в части кредитных линий и лизинга авиапарка. При такой поддержке наши компании потенциально могли бы воспользоваться новым правовым регулированием и выйти на европейский рынок.
— Ждать ли совместных программ между Украиной и ЕС, а также дополнительного финансирования?
— О финансировании стороны частично договорились. Но по результатам саммита не стоит ожидать прорыва или новой ступени развития между Украиной и ЕС. Главный итог саммита – отношения Украины и ЕС находятся в инерции и зашли в тупик: мы просим то, что европейские партнеры нам не могут дать, а ЕС требует то, что Украина не готова сделать.
— Удалось ли достичь стратегических решений?
— Нет. Ни по работе «Северного потока-2», ни по участию Евросоюза в вооружении и защите Украины. Европейский союз не готов решать эти вопросы. Национальные интересы ЕС выше, чем украинские.
— Как сегодня видится перспектива вступления Украины в ЕС?
— Существенных изменений ожидать не стоит. В этом году все четче и понятнее становится новая геополитическая конъюнктура, которая свидетельствует о том, что во вступлении в ЕС и НАТО Украине неформально отказано. Возможно, это часть большой сделки с Российской Федерацией.
— Может ли это повлиять на новый геополитический курс страны?
— Существенных изменений в курсе Украины не будет. Все останется, так как есть сейчас.