Российский оппозиционер Алексей Навальный вернулся из Германии в Россию спустя более четырех месяцев отсутствия. Самолет с ним изначально должен был прибыть в аэропорт «Внуково», однако прилет задерживался, а затем борт направили в «Шереметьево», где политика задержали на паспортном контроле.
О главных причинах возвращения господина Навального в Россию и о вариантах развития этого события рассказал в интервью ГолосUA политолог Руслан Бортник.
— Зачем Навальный вернулся в Россию, если сценарий изначально был понятен? Какую цель он преследует?
— Целей здесь несколько. Во-первых, в России в этом году выборы в Госдуму 19 сентября. И нужно успеть раскачать новый либеральный проект, то есть для этого нужно время. Навальный понимал, что неважно каким путем, либо он на свободе, либо как жертва режима, — все это будет влиять на раскачку проекта.
Возвращение Навального — это попытка перехватить контроль, то есть возглавить российскую оппозицию. Среди российской оппозиции очень много лидеров, а если бы Навальный оставался за рубежом, то он бы оставался просто одним из многих лидеров, поэтому его возвращение в Россию делает его главным лидером.
Также его возвращение можно расценивать как попытку объединить российскую оппозицию, так как она очень разношерстна сейчас.
Кроме того, Россия сегодня находится в неопределенном состоянии, на это влияет новое руководство в США, смена лидеров в Германии, в общем создаются условия, при, которых российское руководство попытается перезагрузить хотя бы часть отношений с западными партнерами, хотя бы там, где это выгодно двум сторонам, а возвращение Навального создает очередной кризис между Россией и Западом, и в этом могут быть заинтересованы часть кругов на западе.
Сам фактор Байдена и новой администрации в США означает старт праймериз в странах, где есть американо-ориентированные политики, они сегодня пытаются доказать свою важность в глазах новой администрации.
— Почему судья рассматривала ходатайство в участке полиции?
— Такая процедура в российском законодательстве предусмотрена. Но скорее всего это было сделано, чтобы сократить передвижения и ограничить сторонников Навального в возможности противодействий, чтобы они не могли принимать участие в судебном процессе, то есть это было сделано с целью ограничить их права.
— Какие были основания для задержания Навального?
— После того, как он перестал быть пациентом клиники «Шарите», он должен был являться на допросы в Правоохранительные органы, а он этого не делал, определенное время находясь в Германии и вот это, формально стало основанием для его задержания и избрания мер пресечения.
— Как можно заменить условно осужденному срок реальным?
— Если человек не соблюдает условий, условного осуждения, то его срок трансформируется в реальный, то есть, его посадят на этот же срок в тюрьму, по решению суда.
— Генеральная прокуратура сообщила в Telegram, что рассмотрела ответ Минюста Германии на свои запросы относительно отравления оппозиционера Алексея Навального. В Москве заключили, что Германия «подошла к исполнению российских запросов формально, фактически не предоставив ничего, что могло бы пролить свет на ситуацию». Как вы можете это прокомментировать?
— Поскольку сегодня между Россией и Германией нет доверия в этом деле, Германия формально ответила, но не предоставила точных данных, а наличие этих данных России позволило бы опротестовать выводы германских правоохранительных структур.
Сейчас мы просто наблюдаем игру, где стороны друг другу не доверяют, сотрудничества нет и пока опускаются только до политической риторики.
— ЕС и советники Джо Байдена заявили о возможных новых санкциях, если Алексей Навальный не будет освобожден. Какие механизмы может задействовать Запад?
— Запад может задействовать только механизм политических договоренностей с российским руководством, других гениальных механизмов у них нет, международные инстанции здесь бессильны.
Мне кажется, что в интересах запада сегодня не освобождение Навального, а создание политического кризиса для России с использованием «инструмента Навальный».
— То есть господин Навальный выглядит для запада, как инструмент для достижения определенных целей?
— Безусловно! Такой, знаете, «прощальный поцелуй» от Меркель.
— Что вы думаете по поводу того, что в многих СМИ Навального позиционируют как «Героя»?
— Да, либеральные СМИ пишут о нем в таком контексте. И такой его статус позволяет ему возглавить российскую оппозицию, потому что ему нужно было сделать из себя человека, который поборол систему, но это в случае, если бы его не задержали, и это был бы худший вариант, который бы показал, что Путин слаб.
Или же надо было сделать из него «мученика», который формально и есть на территории России, о котором вся оппозиция говорит хорошо, которая возле него объединилась, но которая реально на политическую ситуацию не влияет.
Ситуация с Навальным очень похожа на ситуацию, которая была у нас с Тимошенко, пока она была в тюрьме — вся оппозиция ее поддерживала. То есть, Навальный сейчас именно та фигура, вокруг, которой собрались противники действующей власти.
— Что вы думаете о реакции Украины на арест Навального?
— Это попытка Украины подчеркнуть какие-то негативные стороны российской системы управления перед западом, но это неэффективная международная политика, это просто эхо западной политики.
Если бы Украина действительно хотела эффективно повлиять, на ситуацию вокруг Навального, мы могли бы ему предложить консульскую поддержку, адвокатскую поддержку, статус беженца в конце концов, который позволял бы ему оказывать консульскую поддержку, возможность работать в украинских структурах. Здесь очень широкий диапазон того, что могла сделать Украина для Навального и это называется дипломатия.
А пока что, мы видим не дипломатию, а просто политическую риторику.
— Почему же Украина не предлагает своих дипломатических услуг Навальному?
— Потому что это не часть нашей политики, на данный момент мы просто эхо наших западных партнеров.
— Каковы варианты развития событий в деле Навального?
Скорее всего, господин Навальный будет изолирован, а российская власть будет анализировать протестную активность за поддержку Навального и также реакцию западных партнеров, и из этого будет приниматься решение о судьбе Навального.
Пока что он будет изолирован и Россия будет пытаться не реагировать на протесты в надежде, что это дело само собой утратит свою актуальность.
— То есть, вы думаете, что дело с Навальным по такой схеме может само собой сойти на нет?
Потенциально да, конечно.