В Верховной Раде снова появились потасовки, а одна из фракций начала распадаться. Все больше слухов о сценарии проведения досрочных парламентских и президентских выборов осенью, а сам президент Зеленский продолжает заигрывать с обществом в теме борьбы с олигархами. К чему это может привести, в интервью ГолосUA рассказывает политический эксперт Руслан Бизяев.
– Руслан, недавно в Верховной Раде произошла потасовка между депутатами «Слуги народа» и ОПЗЖ. Таких случаев в парламенте не было уже давно. Что означает это событие?
– К осени такие случаи могут быть чаще. Обостряется политическая борьба. Верховная Рада – это не только законодательный орган, это еще и элемент шоу, а шоу должно продолжаться. Так что в нашей Верховной Раде это обыденное мероприятие. Периодически то трибуну блокируют, то еще что-то. Я бы не сказал, что это из ряда вон выходящее событие для Верховной Рады 9-го созыва, как и других созывов.
– Почему такая борьба, противостояние партий, фракций будут обостряться именно к осени?
– Де-факто у нас уже начался избирательный цикл. Соответственно каждая партия хочет показать своему избирателю, что она отстаивает свои интересы, в том числе идеологически. Рейтинг партий это одно, а если мы посмотрим на антирейтинг, то это немного другое. Антирейтинг – большая проблема, чем рейтинг. Поэтому надо каким-то образом показать своему избирателю, что все нормально, мы работаем.
– Вы склоняетесь к тому, что досрочные выборы могут произойти?
– В Верховную Раду сами по себе они произойти не могут. Они могут произойти как следствие досрочных президентских. Сейчас нельзя исключать никакого варианта, потому что меняется внешнеполитический контур, а, как правило, смена внешнеполитического контура неизбежно влечет за собой смену внутриполитического контура. Поэтому я бы не исключал проведения досрочных президентских выборов осенью этого года. Насколько я понимаю, на данный момент в Офисе президента стараются максимально избежать этого варианта.
– В чем состоят эти изменения внешнеполитического контура?
– Тут далеко ходить не надо. Во-первых, ЕС и НАТО, где нам фактически показали на дверь в плохом понимании этого слова. Потом ситуация между Европой и Россией. Следующий момент – это мнение администрации Байдена, которое становится все более негативным для команды Зеленского. Ситуация с коронавирусом, ситуация в экономике. Это те тонкие ручейки, которые могут слиться к осени в одну очень серьезную полноводную реку. Необходимо будет перезагружаться или выпустить пар. Тут уже называйте этот процесс, как посчитаете нужным.
– Одним из крупных событий в Верховной Раде за последнее время было то, что из фракции «Голос» выходит половина депутатов и создает свою депутатскую группу. Что означает это событие? Какое качество украинской политики оно показывает?
– Если мы говорим о фракции «Голос», то здесь, как о покойнике, – либо хорошо, либо ничего. Этот политический проект с этим названием, с этими личностями, с этими «достижениями», на мой взгляд, политического будущего не имеет. А избиратель, который разделяет эти ценности, никуда не делся. Поэтому я не исключаю, что будет создана новая партия приблизительно с такими смыслами.
– Они же заявляли, что будут бороться за все хорошее, что они несут новое качество в политику…
– Давайте не про фантастику, а про реальность. То, что они заявляли, а какой у них сейчас рейтинг?
– А какие-то еще подобные скандалы могут быть, когда фракции начнут распадаться?
– Смотря, что подразумевать под словом скандалы. У нас вся политика в Раде – это один сплошной, большой, непрекращающийся скандал. Кто знает, чем закончится ОПЗЖ. «Слуга народа» держится более-менее благодаря страху перед досрочными выборами. Это единственное, что их держит монолитом. Так бы они уже разбежались и распались на 2-3 фракции. Посмотрим, что будет с «Европейской солидарностью», если «наедут» на Петра Алексеевича. По крайней мере, Алексей Гончаренко потихоньку начинает свою игру. Это основные фабулы на осень.
– Эти потенциальные распады могут быть полезны для президента и его Офиса, для центральной власти?
– Да, для ослабления оппонентов, конечно, безусловно. Это один из аргументов, мол, посмотрите, что у старых ничего не поменялось. Офису для того, чтобы сконструировать для себя понятное парламентское будущее, необходимо, чтобы были перманентные кризисы в ключевых фракциях.
– Можем дать прогноз по отставке или замене правительства?
– Тут вопрос только в дате, когда отправят Шмыгаля и правительство в отставку, повесив на них всех собак.
– Мы знаем, что Офис президента занимается деолигархизацией, но почему профильный комитет Верховной Рады вернул законопроект об олигархах обратно? Это является интересным звонком для президента?
– Это является звонком, но степень его интересности – это второй вопрос. Есть несколько альтернативных законопроектов, и эта ситуация напоминает мне историю с Конституционным Судом, где тоже было несколько альтернативных законопроектов. Я так понимаю, что в данный момент это не настолько остро воспринимается обществом, чтобы эту тему педалировать. Очевидно, выжидают время, когда можно будет четко сказать, что видите, олигархи ничего не дают сделать. Тогда эта тема будет актуализирована. Или же просто до конца этой сессии примут лайт-вариант закона в первом чтении, а все остальные битвы развернутся в чтении втором.
– Само наличие процесса деолигархизации, о чем хотят внушить мнение, что он идет, может повлиять на досрочные выборы Верховной Рады?
– Процесс может запустить политический кризис, но та версия закона, которая пока есть, нет. Этот кризис сможет запустить совокупность факторов.