9 декабря провели переговоры президент Украины Владимир Зеленский и президент США Джозеф Байден. Отмечается, что разговор состоялся через пару дней после общения главы Белого дома с коллегой из Кремля Владимиром Путиным. Чего ждать во взаимоотношениях между США и Украиной, что будет с Нормандским форматом и «Северным потоком – 2» — об этом в интервью Голос UA рассказал политолог Руслан Бизяев.
— Руслан, Зеленский и Байден провели переговоры спустя несколько дней после разговора Байдена с Путиным. Как можно оценить разговор президентов и оправдал ли он надежды ОП?
— Я не думаю, что Офис Президента возлагал какие бы то ни было надежды на эти переговоры (между Байденом и Путиным – ред.), учитывая, что они шли без Украины. Скорее всего, были определенные опасения, и насколько Байден развенчал эти опасения – вопрос дискуссионный. Официальные пресс-релизы об этом не говорят, они скорее содержат обтекаемую информацию в стиле «за все хорошее против всего плохого».
Ключевая проблема – это «Минск». Выполнение политической части «Минских соглашений» вызовет внутриполитический кризис в нашей стране, и в Офисе Президента это прекрасно понимают. Ситуацию моделируют, ищут варианты как бы удержать ситуацию в нынешнем русле. Такой вариант: ни войны, ни мира.
— Байден мог в ходе переговоров что-то сказать Зеленскому по поводу «Минска»?
— Ничего нового он сказать не мог. Концепция не поменялась ни у Байдена, ни у Нулланд, ни у Саливана. Нужно выполнять «Минск», но как это сделать – не может сказать никто. «Минские соглашения подписаны так, что их невозможно выполнить. А вот перезагрузить их можно с помощью личных переговоров, поэтому планируется встреча с Макроном. Макрон – посредник, и потом, скорее всего, будут готовить личную встречу Зеленского с Путиным. Если на уровне министров иностранных дел и глав администраций президентов, или, как у нас говорят, офисов президентов, не будут найдены компромиссы, вариант прямой встречи становится актуальным. Для этого должны быть созданы определенные предпосылки, должна быть создана определенная ситуация.
— После переговоров Байден-Зеленский глава ОП Ермак заявил, что США – активный участник мирного процесса и допустил присоединение Штатов к «Нормандскому формату». Возможно ли это?
— США могут войти в «Нормандский формат», но это не будет той соломинкой, которая перебьет хребет верблюду. На данный момент позиция администрации Байдена не противоречит ни позиции Франции, ни позиции Германии, ни позиции России. Даст ли это аккумулятивный толчок к разблокированию ситуации – большой вопрос, потому что сам по себе саммит глав «Нормандского формата» — это не цель, а инструмент, в рамках «минского процесса». Например, вчера было два года с подписания последнего протокола. Именно тогда встречались в Париже Зеленский, Путин, Макрон и Меркель. Два года прошло – и ничего не изменилось.
— Также не обошлось без упоминания НАТО. Как известно, это «красная линия» Кремля. По словам Ермака, якобы Байден заявил Путину, что только украинцы вправе принимать решения о вступлении в Альянс…
— США аккуратно съехали с этого вопроса. Я думаю, Путин получил непубличные гарантии того, что Украина не станет членом НАТО. Кроме того, и сами украинцы колеблются (по данным статистики, только 48% украинцев хотят вступить в НАТО – ред.).
— Интересный момент: США грозят РФ в случае нападения на Украину «жесткими экономическими последствиями». О вооружении и военных речи не идет?
— Да, об этом речи не идет. 300 миллионов долларов военной помощи для ВСУ – это не деньги. А экономические санкции – это из разряда «возможно», «может быть, будет». Это все громкие слова.
— Решился ли вопрос с «Северным потоком-2», о котором Зеленский точно говорил с Байденом?
— Санкции по «Северному потоку-2» исключены. Ситуация в Конгрессе и Сенате это показала (из проекта оборонного бюджета США убрали санкции против «СП-2», это согласовали Конгресс и Сенат – ред.).
— Наконец, за несколько часов до переговоров стало известно, что США ввели санкции против юриста Андрея Портнова и экс-главы КСУ Александра Тупицкого с супругой. О чем это говорит?
— Мне кажется, что об этом могла попросить украинская сторона. Это не те люди, которые влияют на ситуацию в борьбе с коррупцией. Основные коррупционеры отделались легким испугом. НАБУ могло бы подать совершенно другой список коррупционеров, и, скорее всего, там были бы совсем другие фамилии.