Согласно данным Украинского центра оценивания качества образования, 31,11 % участников внешнего независимого оценивания (ВНО) в этом году не сдали тест по математике. Это произошло на фоне того, что государственная итоговая аттестация по математике стала обязательной, а учебный год 2020/21 объявлен указом Президента Украины годом математического образования. О чем свидетельствует показатель 31 % и что происходит с математическим образованием в Украине, в интервью ГолосUA рассказывает главный специалист отдела взаимодействия с местными органами власти Министерства образования и науки Украины Роман Гладковский.
– Роман Васильевич, как оценили результаты ВНО по математике этого года в Министерстве образования и науки Украины?
– Прежде всего, хочу отметить, что ВНО не является измерителем уровня качества образования в любом государстве. Это не тот инструмент, который измеряет то или иное качество образовательного процесса в учреждении образования. Для этого есть специальные научные исследования, которые проводятся во многих странах. Такие международные сравнительные исследования, как, например, исследование PISA, в котором принимает участие и наша страна. Эти исследования являются измерительными, и они, прежде всего, показывают тот или иной уровень качества образования. Относительно ВНО этого года, что много учеников не прошли порог, который был установлен соответствующей комиссией Центра оценивания качества образования, тот тут причина кроется в том, что в этом году, если сравнить абсолютные показатели, почти на 92 тысячи участников пришло больше сдавать ВНО по математике, чем в прошлом году. Это связано с тем, что в этом году впервые вводилась государственная итоговая аттестация в учреждениях общего среднего образования в форме ВНО. Мы знаем, что по результатам карантинных мер, пандемия повлияла на дистанционное обучение в учреждениях образования, Верховная Рада приняла изменения к законодательству, и государственная итоговая аттестация была отменена. Соответственно большинство учеников не шли сдавать государственную итоговую аттестацию. Соответственно стало большее количество абсолютных показателей. Почти на 92 тысяч пришло больше на ВНО, и соответственно пороговый балл преодолело почти на 36 тысяч больше потенциальных абитуриентов. Если сравнивать в абсолютных единицах, то есть в количестве тех, кто собирается поступать, то больше чем на 36 тысяч будут поступать в учреждения образования, где математика является профильной. Это основная причина. Говорить, что как-то снизился уровень, связывать его с пандемией, я бы не стал. Министерство образования также на этом не акцентирует внимание. Каждый год это, прежде всего, измеряются остаточные знания по результатам освоения образовательной программы.
– Если ВНО по математике сделали обязательным, то как будут использоваться его результаты, кроме как для вступления в вуз?
– То, что сделали ВНО по математике обязательным, это совсем другая система. Оно засчитывается как государственная итоговая аттестация, это 12-балльная шкала. Соответственно программа этого ВНО несколько легче. Людям, которым нужен этот сертификат, выполняют большее количество заданий, соответственно им переводится в 200-балльную шкалу. А чтобы увидеть уровень обучения в течение 11-летнего школьного образования, первый раз в этом году планировалось сделать государственную итоговую аттестацию в форме ВНО. То есть дети сдают уровень стандарта, получают по 12-балльной шкале оценку в свидетельство достижений и все. И им математика не нужна для вступления.
– Я читал, что в Центре оценивания качества образования говорили, что не все участники этого ВНО были мотивированы. С другой стороны, нужно было посмотреть уровень образования по этому предмету в целом?
– Это требование нового закона о полном общем среднем образовании, где государственная итоговая аттестация по государственному языку и математике на всех уровнях начального, базового и старшего профильного образования является обязательной. И это выполнение нормы закона, поэтому была введена государственная итоговая аттестация по математике как обязательный предмет. Раньше эта аттестация происходила в учреждении образования. Сейчас, чтобы улучшить уровень и уменьшить коррупционные риски, его сделали в форме внешнего независимого оценивания.
– Была новость, что 2020/21 учебный год стал, согласно указу Президента Украины годом математики. Есть ли какие-то результаты этих мероприятий?
– На указ президента было распоряжение Кабинета министров, в котором был утвержден план мероприятий относительно проведения года математического образования в Украине. Соответственно с этим планом проводились те или иные мероприятия. Конечно, пандемия также повлияла на реализацию этого плана мероприятий, но в основном есть много вещей, которые являются решающими и в будущем принесут свои результаты. Прежде всего, был утвержден новый базовый стандарт общего среднего образования. Это уже «Новая украинская школа» в основной школе, это 5-9 классы. В частности относительно математики в базовых учебных планах в учреждениях образования заложено большее количество часов на изучение математики, в частности рекомендованного количества часов. Этот новый стандарт базового образования является достаточно революционным. Например, если сейчас в 5-9 классах на изучение математики отводится 700 часов в год, то в новом базовом стандарте, который вступит в силу в следующем году, уже рекомендованных часов будет 875, минимально – 700, а максимально на математическое направление будет 1120 часов. Если взять, что сегодня 700 часов, то возможность учреждений образования брать 875 и 1120 часов уже заложено в новом стандарте именно на математическое направление. Это больше 5 часов математики в неделю в 5-9 классах. Также было утверждено концепцию STEM-образования, которая касается не только школьного образования, но и высшего, и профессионально-технического, и дошкольного образования, которая реализуется сейчас Министерством образования относительно повышения качества именно образовательной среды.
Например, в прошлом году на закупку STEAM-лабораторий и кабинетов математики было потрачено больше 800 миллионов гривен. То есть учреждения общего и среднего образования на местах могли закупать такие кабинеты за соответствующие государственные средства. Также, насколько я знаю, за прошлый год закуплено около 308 кабинетов математики. Также было много запланировано мероприятий относительно внешкольного образования. Все знают, что у нас очень хорошо развита элитарная математика, то есть та, которая изучается на профильном уровне, да и результаты международных олимпиад свидетельствуют, что у нас много учреждений общего среднего образования физико-математического направления дают хорошие результаты на международных олимпиадах. Именно на базе этих учреждений и проводилось много мероприятий внешкольного образования. Также следует отметить и Малую академию наук, где секция математики достаточно развита. В прошлом году они проводили летнюю математическую школу, был проект «Математическое лето», где самые лучшие учителя математики и ученые читали лекции, решали с учениками задачи. Много мероприятий было проведено в этом году. Результаты дадут о себе знать в реализации государственного стандарта. Сейчас Центр оценивания качества образования проводит именно мониторинг читательской и математической компетентностей именно начального образования. Результаты будут в 2022 году. А уже когда будет реализован стандарт в базовом образовании, также будут проведены соответствующие мониторинговые исследования.
– Если подытожить. Когда мы слышим, что 31 % участником не сдал ВНО по математике, это не означает катастрофу в образовании, потому что это не объективный показатель, ведь необходимо учитывать, в том числе, структуру тех, кто сдавал ВНО?
– Так и есть. Структуру, кто сдавал, тестовые задания. Если в прошлом году проходной балл был 9 из 62 возможных, то в этом году 10 из 67-ми. Вы сами понимаете, что по абсолютным показателям он стал еще меньше. То есть можно говорить, что такой проходной балл стал меньшим и больше учеников его преодолели. Хотя процент тех, кто не преодолел, не означает, что они имели намерение воспользоваться этими баллами для вступления в учреждение высшего образования.
– Но все равно те, кто не сдал, что-то учили и необходимо стараться получить лучший результат.
– Конечно. Много факторов влияет на сдачу ВНО. Это и когда дети нервничают, это и стрессовая ситуация и много другого. Много учеников приходит только для того, чтобы поставить галочку, что они пришли отметиться, ничего не сделав, сдав абсолютно пустую работу. Показывать, что это является мерилом, как это сделали много экспертов в СМИ, что это показатель, который свидетельствует о низком качестве образования, Министерство с этим согласиться не может.