Большинство украинцев после «показательных» историй с банками-банкротами стали более избирательными в выборе финансового учреждения, как для хранения собственных средств, так и для получения кредитов. Финансовый кризис научил быть осторожным и опасаться обмана. Главнейшим критерием при выборе банка всегда было и остается доверие к финансово-кредитному учреждению. Именно доверие становится основным нематериальным ориентиром и для простых граждан, и для коммерческих предприятий, позволяющим принять единственно верное решение в выборе надежного банка для финансового сотрудничества. И только потом уже клиента интересуют ценовые (тарифы, ставки, условия) и неценовые факторы (возможность получить деньги дистанционно, мобильный и интернет-банкинг, скорость рассмотрения заявки). О секретах завоевания доверия у своих реальных и потенциальных клиентов ГолосUA рассказал заместитель Председателя Правления Публичного акционерного общества «ЕВРОПЕЙСКИЙ ГАЗОВЫЙ БАНК» Роман Горбачев.
— Роман Владимирович, расскажите, пожалуйста, о стратегии ЕВРОГАЗБАНКа по укреплению своего имиджа стабильной и надежной финансовой структуры?
— Стратегия развития ЕВРОГАЗБАНКа состоит из нескольких направлений. Первое – это постоянное улучшение качества обслуживания клиентов. Второе – это установление партнерских доверительных отношений между Банком и клиентом. И третье направление касается IT-технологий – это внедрение инновационных услуг. Это три кита, на которых базируется деятельность ЕВРОГАЗБАНКа. Эти направления тесно между собой связаны: порой мы можем завоевать своего клиента не привлекательными условиями, а комфортным обслуживанием. Если качество банковского обслуживания соответствует ожиданиям клиента, плюс-минус, совпадая практически по всем требованиям, мы переходим в другую плоскость работы с ним. Для достижения взаимовыгодного партнерства «Банк – клиент» ЕВРОГАЗБАНК предлагает потребителю своих услуг именно те тарифы и программы, в которых клиент заинтересован, причем на обоюдовыгодных условиях.
— Сегодня главное для любого банка не только привлечь клиента, а ответить на его вопросы: что, как и почему…
– Безусловно. Клиент должен четко понимать, что есть заработок Банка и есть заработок клиента. Мы всегда говорим: вот она, минимальная планка, ниже которой мы опуститься не можем. Потому что мы работаем с деньгами, причем не только со своими деньгами, но и с чужими. Присутствует четкое понимание: мы у клиента берем деньги на определенных условиях, и мы должны честно их вернуть, с той или иной доходностью, которую мы бы смогли заработать.
— Как ЕВРОГАЗБАНКу удается успевать за стремительно развивающимися технологиями?
– Рынок не стоит на месте, поэтому ЕВРОГАЗБАНК в интересах своих действующих клиентов и привлечения потенциальных, старается двигаться в ногу со временем, внедряя новые технологии. Не важно, кто обратился в наш Банк – клиент (вкладчик) или заемщик, важно, чтобы, придя за одним продуктом, они получили второй, третий и т.д..
Банковские продукты постоянно видоизменяются, и на сегодняшний день клиенты, которые сотрудничают с Банком, становятся более грамотными, финансово подкованными. Это видно по новым требованиям и запросам наших клиентов и заемщиков, которые разбираются почти во всех инновациях и хотят получать новые продукты. Это вполне объяснимо, поскольку очевидно ускорение прогресса. Большой объем информации постоянно выплескивается на людей, на все общество в целом, на разные категории граждан. Из-за растущего объема информации необходимо быстро принимать решения.
Из новых продуктов предлагаются следующие: дистанционные банковские услуги, мобильный банкинг, интернет-банкинг и т.д. Современный человек все больше транзакций осуществляет с помощью гаджетов (планшетов, компьютеров, телефонов, смартфонов), без которых уже не мыслит своего существования. Мы пытаемся взвешенно подходить к различным инновационным технологиям, идя в фарватере лидеров рынка. Примером служит Приватбанк, который на сегодняшний день, на мой взгляд, считается самым высокотехнологичным банком Украины. Это флагман, который ведет за собой очень многих и на которого равняются отечественные банки.
— Для финансово-кредитных учреждений тема кредитования актуальна в любое время года. Какие направления кредитования ЕВРОГАЗБАНК может назвать приоритетными для себя?
– На сегодняшний момент, у нас работают активно два направления – ЕВРОГАЗБАНК предоставляет услуги кредитования бизнес-клиентам и населению. Мы кредитуем корпоративный сектор. Что касается физических лиц, то кредиты этой категории клиентов мы предоставляем по партнерской программе с Альфа-Банком.
— Вы идете навстречу своим клиентам и снижаете ставки по кредитам?
– Безусловно. Мы всегда снижаем кредитные ставки для своих клиентов по объективным причинам. ЕВРОГАЗБАНК относится с пониманием к тому, что клиенты – в силу изменения конъюнктуры рынка, в связи с особенностями ведения бизнеса – приходят в Банк и просят изменить ставки в сторону их уменьшения. Банк, как правило, идет навстречу своим корпоративным клиентам и понижает ставки по кредитам.
— Какие условия по кредитам ЕВРОГАЗБАНК предлагает корпоративным клиентам?
– Мы стараемся к каждому заемщику использовать индивидуальный подход. Безусловно, в Банке есть определенный набор стандартных программ. По депозитам, кредитам, тендерным гарантиям, ценным бумагам. Однако в любом случае мы пытаемся подобрать индивидуальную программу и самые оптимальные условия и для клиентов и для Банка.
— Каков диапазон ставок при кредитовании по корпоративу?
-На сегодня 26-30% . Это средние показатели по рынку.
— А что в ближайших планах ЕВРОГАЗБАНКА по кредитованию?
– Следующий шаг, который мы в этом году собираемся сделать в рамках стратегии нашего Банка, касается поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ). Одна из задач – организовать работу с Немецко-украинским фондом с целью получения финансирования под соответствующие проекты. Для этой цели мы в настоящее время внедряем у себя технологию и методологию, которые будут способствовать получению данного транша.
Таким образом, на базе этого Фонда мы будем развивать свое направление — кредитование МСБ . Сюда входят и частные предприниматели, малые предприятия с определенной формой собственности и ограниченным количеством персонала, с определенного рода проектами (торговля, сфера обслуживания – небольшие магазины, химчистки, прачечные и т.д.). Таким предприятиям в разрезе небольших траншей мы будем предоставлять кредитование. Конечно, мы понимаем, что отраслевые риски здесь присутствуют, но мы к ним готовы на тех или иных условиях. Этот новый для ЕВРОГАЗБАНКа проект стартует приблизительно с осени.
— Какие отрасли бизнеса интересны для ЕВРОГАЗБАНКАа сегодня?
– ЕВРОГАЗБАНКу интересны любые отрасли. Приоритетных, по большому счету, нет, поскольку мы пытаемся сейчас охватить все сегменты рынка. Правительство говорит, чтобы работал реальный сектор экономики, именно туда и надо направлять деньги. Как раз это и является приоритетной темой для нашего Банка.
— Конкуренция за корпоративного клиента всегда высока? Как вы ощущаете ее на себе со стороны крупнейших банков?
– Бесспорно, это достаточно тяжелая конкуренция. Практика показывает, что в нашем Банке нет большого притока корпоративных клиентов. В основном у нас обслуживаются те клиенты, которые давно с нами работают. Плюс сателлиты этих клиентов приходят к нам. Говоря о предыстории сотрудничества с нашими бизнес-клиентами, хотелось бы подчеркнуть, что наши отношения «цементирует» доверие. Таким образом, те политические риски, которые присутствовали, допустим, прошлой осенью, мы попытались максимально минимизировать. Работая и с крупным и средним корпоративным клиентом, мы старались объяснить, что у нас они «застрахованы» от политических рисков.
Сложилась такая позитивная тенденция: люди, видевшие, как ЕВРОГАЗБАНК прошел политически сложный период, уже сегодня являются союзниками Банка, с ними проще разговаривать. Люди, которые прошли вместе с нами кризис 2008 г., остались вместе с нами. И те и другие, почувствовали, что ЕВРОГАЗБАНК – это надежный Банк, который ради клиента, иногда в ущерб себе, приобретал стоимость ресурсов, зашкаливавших в тот период за 60-80% годовых, рисковал и в краткосрочном периоде работал себе в минус.
— Почему клиент должен выбрать ЕВРОГАЗБАНК, в чем его основные «плюсы»?
– Один из наших главных аргументов тот, что мы практически без потерь прошли кризис 2008-2009 годов. И второй наш плюс в том, что осенний (2012 г.) кризис ликвидности мы опять-таки прошли нормально. Вопрос, связанный с политическими рисками, на нас, слава богу, не отразился. Это и есть те положительные факторы, которые можно назвать нашими козырями, – в пользу сотрудничества с ЕВРОГАЗБАНКом.
Один из основных наших «плюсов» также в том, что мы делаем упор, как я уже говорил, на особый подход к клиенту. Каждый корпоративный клиент для нас – индивидуальный клиент. Мы рассматриваем для них тарифы строго индивидуально. Наши тарифы, предусмотренные для работы с клиентами, поделены в зависимости от задач, стоящих перед ними. Тарифы ориентированы на разные категории клиентов: допустим, если вы импортер, то у нас тарифный пакет «подвязан» под импортера; если у торговцев присутствует определенная специфика по выручке, по их оборачиваемости, то соответственно предлагается некий индивидуальный тариф, чтобы сочеталось и одно, и второе, и третье.
С нами удобно работать. Через нас быстро проходят деньги. Как банк мы не задерживаем платежи. Мы выпускаем деньги день в день, вопросов с ликвидностью у нас не возникает. Это очень важно.
— Насколько планируется увеличить активы ЕВРОГАЗБАНКа в 2013 году?
— Мы планируем увеличить активы Банка в этом году в среднем до миллиарда гривен. Это связано с определенными ограничениями — можно было бы увеличить и в большем объеме, но для этого надо докапитализироваться. Соответственно, чем больше у нас будет капитал, тем больше мы сможем увеличивать активы. Таким образом, в 2013 году мы увеличили уставной капитал на 40 млн. грн. и до конца текущего года предполагается увеличить капитал за счет субординированного долга в размере не менее 20 млн. грн.
БЛИЦ-АНКЕТА БАНКИРА
Возраст – 37 лет
Банковский стаж – 17 лет
Любимые книги – Пауло Коэльо
Авторитеты – Уинстон Черчилль
Жизненное кредо – Правило золотого сечения (умение находить мотивацию)
Увлечения – Единоборства
Если не банкир, то… – Преподаватель истории