Если Украина хочет активно продавать свою продовольственную продукцию на внешних рынках, то национальный производитель должен, в первую очередь, подогнать свое хозяйство и мощности на установленный международными системами сертификации уровень. Об этом в интервью ГолосUA сообщил Президент Национальной ассоциации сельскохозяйственных консультационных служб Украины Роман Коринец.
— Роман Ярославович, ЕС в одностороннем порядке открыл для Украины автономные торговые преференции. Как данное обстоятельство трансформировало экспорт украинской продовольственной продукции?
— Переход на новые рынки сбыта в короткий срок сложно осуществить. Украинские компании, которые работают на мировых рынках, не будут испытывать проблем с переориентацией: они уже давно решили вопросы, связанные со стандартизацией и качеством выпускаемой продукции. Однако подчеркну: у нас не так много предприятий, которые сертифицированы по системе НАССР (система контроля качества производства) и Global Gap (сертификация производителей, которая дает возможность экспортировать непереработанную продукцию). То есть, если мы хотим искать новые рынки и внедряться в них, то надо изменять подходы и быстро переходит на указанные системы. Без них мы не выйдем на европейские торговые сети.
— То есть, сейчас Украина не в полной мере использует потенциал беспошлинного режима с ЕС?
— Да, конечно. Мы этот потенциал не используем, и здесь существует несколько важных моментов. Так, многие наши производители просто никогда не ориентировались на высококачественные рынки. Экспортировали, скажем так, продукцию среднего качества и не задумывались о будущем. В свою очередь европейский рынок применяет совсем иные методы работы, и имеет две стороны — формальную (требования качества) и неформальную (привычка потребителя к определенным маркам, устоявшиеся у аудитории вкусы). Это я говорю к тому, что выходить на рынок, где уже сформирована определенная традиция, довольно сложно.
Но, все-таки, некоторое движение есть. Например, в июле премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что мы начали продавать в ЕС мед…
Да это так, но речь идет о небольших партиях. Мед – это нишевый продукт и не стоит от него ждать больших поступлений. Кроме того, на европейских прилавках наш мед ждет конкуренция.
— Во сколько может обойтись переход украинских компаний на новые стандарты производства?
— Тут средней цены нет. Все зависит от мощностей и технологических цепей отдельно взятого предприятия.
— Какие именно украинские производители адаптировались к международным правилам игры?
— Это производители курятины и зерна. Понемногу экспортируют свою продукцию молочники… Повторюсь, для того, чтобы активно продавать свою продукцию на внешних рынках, надо повышать культуру производства. Приведу пример. Когда была возможность экспортировать картофель через каналы оптового рынка «Шувар» (Львов), у зарубежного покупателя были четкие требования в отношении поставляемой продукции. Заказчик хотел видеть картофель определенного качества, и было сложно собрать партию, которая бы удовлетворила его запросы. Это я говорю к тому, что наших фермеров надо приучать производить продукцию одного сорта, типа и размера, а также правильно ее сортировать и упаковывать. Ведь зарубежные торговые сети придерживаются определенных стандартов, которые пока, кстати, отсутствуют в наших сетях (тот же Global Gap).
— В новом маркетинговом году Украина не превзойдет собственные прошлогодние результаты по реализации зерна, плюс мировые продовольственные биржи показывают стойкую тенденцию по снижению цен на зерновые культуры. Как это отразится на наших производителях?
— Конечно, негативно. К сожалению, у нас ухудшилась ситуация: мы опять ушли в фуражное зерно. Проблему усугубляет тот факт, что в аграрном секторе Украины отсутствует кооперативный бизнес, когда субъект занят и производством, и продажей продукции через свою систему коопераций, минуя трейдеров. Эта модель, как и оптимизация логистики, может увеличить доходы фермеров.