Уже после того, как с 12 марта 2020 года в Украине был введен карантин, глава Гостаможслужбы М. Нефедов подтвердил, что в феврале текущего года экспорт средств индивидуальной защиты (масок и респираторов) несколько вырос, но «точно не распродали все склады». До того СМИ сообщили, что в январе-феврале 2020 года Украина экспортировала около 640 тонн медицинских масок. Так, 233 тонны медицинских хирургических масок стоимостью 4,3 млн долларов уехали в Германию, 104 тонны на 1,4 млн долларов — в Румынию, 94 тонны на 780 тысяч долларов — в Словакию. В этот же период в Украине участились случаи заражения гриппом и коронавирусом, но в аптеках не было медицинских масок. И только 11 марта 2020 года, когда в Украине уже было много заболевших гриппом и коронавирусом, Кабинет министров Украины до 6 июня 2020 года ввел запрет на экспорт средств индивидуальной защиты отечественного производства, в том числе и медицинских масок. Такие действия власти стоит считать преступными. Об этом в интервью ГолосUA сообщил адвокат, старший управляющий партнер юридической компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
— Ростислав, по вашему мнению, тот факт, что за рубеж из Украины на экспорт массово отправляли медицинские маски, в которых украинцы остро нуждались, может ли быть квалифицирован как служебная халатность?
— На мой взгляд, такие действия можно как минимум классифицировать как халатность Кабинета министров, руководителей таможенной службы, руководителя Госрезерва, которые списывали средства индивидуальной защиты, экспортировали их. Хотя я считаю, в данном случае прослеживается и подрыв национальной безопасности, и нарушения по более серьезным статьям Уголовного кодекса, связанным с государственной безопасностью.
Под действия этих статей, на мой взгляд, попадают все субъекты, которые на момент этого экспорта занимали государственные должности и обязаны были оценить ситуацию в мире с развитием заражения коронавирусом. И соответственно, принять превентивные меры, чтобы Украина была готова к пандемии этой атипичной пневмонии и была обеспечена средствами индивидуальной защиты.
— СМИ пишут, что это был отказ власти от превентивных действий… Как по закону могут быть наказаны эти должностные лица?
— Я считаю, это, скорее, профессиональная некомпетентность власти, которая проявлялась при прежнем составе Кабмина, и уже при новом. Поэтому, на мой взгляд, даже включая новый состав Кабинета министров, исходя из действующего законодательства, которое предусматривает обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет бюджетных средств, правительство своими постановлениями полностью это перекладывает на граждан, фактически тут прослеживается состав уголовного преступления – как та же некомпетентность в части необеспечения средствами индивидуальной защиты населения. И заканчивая превышением своих должностных полномочий в части принятия заведомо неправомерных нормативных актов, как то постановление Кабинета министров, которое через какое-то время будет признано незаконным.
— Ростислав, в украинском законодательстве есть механизмы для привлечения к ответственности наших чиновников, которые имели отношение к экспорту медицинских масок?
— В действующем украинском законодательстве достаточно механизмов и статей Уголовного кодекса, которые были нарушены – начиная от неисполнения своих служебных обязанностей и заканчивая прямыми нормами карантина, действие которых вызвали или могут вызвать массовое заражение. В данном случае эти действия Кабинета министров могут так трактоваться.
Но опять же, как показывает практика на примере всех предыдущих правительств, и руководителя Верховной Рады, законы голосуются через «кнопкодавство»: даже когда в зале находятся не больше 50 депутатов законы продолжают приниматься. Как пример – закон о земле, а до того был яркий момент – принятие процессуальных кодексов в рамках судебной реформы, когда мы видели, что в зале находилось до 100 депутатов (менее половины от необходимого количества. – Авт.), и за это время было принято более 4 тыс. поправок и в целом проголосованы изменения в процессуальные кодексы. Кстати, по этому поводу, по моему заявлению открыто уголовное производство в отношении экс-спикера ВРУ А. Парубия, но Служба безопасности Украины длительное время отказывалась внести его в ЕРДР. В конце концов, такие действия были обжалованы, и производство начато. Но, к сожалению, правоохранители не торопятся расследовать эти правонарушения.
То же происходит и с нынешней Верховной Радой – закон о земле, который принимался ночью: объективно, невооруженным взглядом было видно, что в зале отсутствует достаточное количество депутатов, и, несмотря на это, глава парламента все равно продолжал ставить вопрос на голосование, принял, подписал и направил на подпись Президенту, что, на мой взгляд, является преступлением.
— Какие доказательства нужны, чтобы показать профессиональную некомпетентность исполнительной власти?
— На сегодня все эти доказательства очевидны: граждан не обеспечивают средствами индивидуальной защиты. С другой стороны, если мы возьмем вывоз медицинских масок за рубеж, то сам глава таможенной службы М.Нефедов предоставил документы, где видно, что средства индивидуальной защиты вывозились из Украины по цене ниже реальной рыночной. Это уже само по себе является основанием для привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов всех участников этой схемы, а непосредственно руководство таможенной службы, которое разрешило вывоз средств индивидуальной защиты по заниженным ценам, — к ответственности за служебные преступления.
— Можно ли назвать угрозой национальной безопасности отсутствие обязательной обсервации украинцев, которых в период пандемии коронавируса эвакуировали в Украину?
— Это больше вопрос к нашим законодателям – парламенту, который своевременно не отреагировал на ситуацию в мире, потому что украинским законодательством даже на сегодняшний момент не предусмотрена возможность ограничения передвижения людей в связи с заражением их коронавирусной инфекцией. В Украине есть нормы законодательства, касающиеся туберкулезных больных, и есть единая процедура, предусмотренная Гражданским процессуальным кодексом относительно ограничения их свободы и нахождения в медицинских учреждениях, а также ограничения их свободы передвижения. Но если мы говорим о заражении коронавирусной инфекцией и подобными, то украинским законодательством не предусмотрено ограничение их свободного передвижения. Ограничить право лица на свободное передвижение может только суд. И если украинцы подписывали какие-то бумаги после пересечения границы Украины и брали на себя обязательства самоизоляции, обсервации, то непонятно, где и не ясно, за чей счет… А мы видели, что людей размещали в столичном отеле и предлагали питаться за свой счет. То есть государство даже здесь не создало людям возможность нахождения в местах так называемой обсервации. Поэтому, на мой взгляд, тут граждан привлечь к какой-либо ответственности просто не за что – привлечь можно только исключительно правительство Украины и должностных лиц, которые не разработали соответствующие механизмы и нормативно-правовые акты, чтобы ограничить свободное передвижение людей с целью предотвратить распространение коронавирусной инфекции.