В Украине нет и не может быть государственного регулирования цен. Этот этап уже был пройден в Советском Союзе. Результат госрегулирования цен — это дефицит. Единственный способ снизить цены — это развивать конкуренцию. Здесь лидирующая роль принадлежит Антимонопольному ведомству (АМКУ). Постановка задачи в нашей логике абсолютно четкая — конкуренция, которая приводит к снижению цен, и экономический рост, который увеличивает доходы населения, сообщил в интервью ГолосUA Уполномоченный Президента Украины по вопросам земли Роман Лещенко.
— Роман, какие есть законные механизмы воздействия на работу Антимонопольного комитета Украины, если мы говорим о необоснованно высокой торговой наценке, в частности, на молоко?
— Я считаю, в нашем государстве в сложившейся ситуации самым эффективным взаимодействием с Антимонопольным комитетом следует считать перезагрузку Антимонопольного комитета. Второе – нужно качественно реформировать законодательство. Потому что то, что сегодня у нас есть, оно, к сожалению, не эффективно, и оно не работает должным образом. Это и в части контроля цен и того, как АМКУ мониторит эти цены. Также украинское законодательство не работает эффективно в части подотчетности АМКУ.
— Роман, кому из чиновников поручат все эти задачи по смене принципов взаимодействия АМКУ и исполнительной власти?
— У нас есть заместитель министра экономики, ответственный за изменения в работе АМКУ. В предыдущем правительстве нарабатывался целый пакет изменений в законодательство. Из-за смены правительства, возможно, это будет другой специалист. Но в любом случае работа над этим вопросом продолжится.
— Я правильно поняла из ваших слов, сказанных на дискуссии на XIII Международном молочном конгрессе, что ритейл, то есть торговые сети, ставят очень большую наценку — до 60% на товары в молочной отрасли, и производители вынуждены завышать цену реализации товаров, чтобы не уйти «в минус»?
— Есть разные группы товаров, где завышена наценка. Мы анализировали: вот есть цена литра молока – 11 грн. В эту цену входит цена переработки, и мы знаем, по какой отпускной цене молочный завод этот товар отпустил в ритейл. Мы можем посмотреть цену отпускную в контракте и на цену, по которой товар уже продается на полке супермаркета. И там есть очень большая торговая наценка, которую устанавливают супермаркеты. И на сегодня нет никакого государственного контроля за этим процессом. В процессе дерегуляции в Украине отменили всякий контроль за ценами продуктов в магазине.
Насколько я знаю, дерегуляцию в Украине запускали с ожиданием того, что это сбалансирует рынок. Но это пошло в обратную сторону. В ритейле, понимая, что со стороны государства нет никакого контроля, они просто поднимают цены, исходя из своих бизнес-интересов. Получается так: в ритейле выкручивают руки переработчику, а переработчик – производителю молока, а больше всего в этом процессе зарабатывает ритейл. Но это неправильно. Я считаю, эту пирамиду надо перевернуть. В Украине должны хорошо зарабатывать те, кто зарабатывает на земле, и те, кто перерабатывает, а не только ритейл. И когда мы делаем анализ цены молочных продуктов, есть 40% наценка, есть 20%, есть 10%, есть 30% — все зависит от группы товаров.
— В Офисе Президента Украины считают, что в этой ситуации есть признаки монопольного сговора?
— Я не уполномочен антимонопольную политику комментировать. Хотя нам, государству, нужно очень серьезно с этим вопросом разобраться. Этот вопрос сейчас на контроле у Президента.