Р. Писанка: «Украинские фильмы не окупаются, потому что у нас нет киноиндустрии»

Недавно киевляне смогли насладиться комедийным спектаклем «Поезд «Одесса-мама», в котором Руслана Писанка  играет колоритную роль свахи Наталки. Популярности этой харизматичной актрисе не занимать. Ее талант ярко проявляется и в театре, и в кино, и на телевидении. Руслана Писанка  поделилась с корреспондентом ГолосUA своим видением ситуации в украинском кинематографе, рассказала о рецептах «спасения» отечественного театра и негативном влиянии пропаганды на людей.

— Руслана, как сегодня выживают украинские артисты в этом затянувшемся экономическом и политическом кризисе?

— Несмотря на трудности, сейчас все-таки как-то где-то и что-то снимают. Как и во все времена,  волка ноги кормят. Я сама пережила несколько кризисов в своей жизни. Помню времена учебы в институте, как раз на рубеже 90-х годов. Моя стипендия была тогда 40 рублей, которые вдруг превратились в купоны. Это была просто нищета. Потом у нас появились грантовые конторы, и я помню,  как  бежала через весь город, чтобы озвучить ролик и получить пять долларов. И я тогда была счастлива. Были, конечно, какие-то подработки. Я была ассистентом на кафедре, летала какие-то фильмы записывала… Сейчас у нас стремительно развивается антрепризное движение, куда стремятсяпопасть  многие актеры.. Антрепризой точечно можно заработать чуть больше денег, чем артисты получают в театре. К слову, на те деньги, что артисты получают в театре, реально прожить невозможно. В театр же нужно ходить каждый день. С утра до вечера ты должен там быть.

— Каким может быть выход из такой ситуации?

— Государство почти не финансирует театры. Считаю, что ситуацию может исправить контрактная система. Почему антреприза зарабатывает, а театр не может?! Театр может зарабатывать деньги. На мой взгляд, заключать контракты  нужно только с теми актерами, у кого высокий КПД, кто привлекает зрителя. Что будут делать остальные актеры?Должны будутактивизироваться. Они должны подумать, чем заниматься. Представьте себе: вы делаете дома ремонт, у вас работает бригада, из которой два человека пашут, а остальные пять курят. Вы, что, будете платить им повышенную зарплату? Нет, вы скажите: ребята, идите искать другую работу. Я буду работать с теми, у кого КПД высокий. На мой взгляд, если ввести контрактную систему, тогда театры начнут функционировать и зарабатывать самостоятельно.

—  Как вы считаете, начнут ли в Украине производить качественные сериалы?

— Уверена, что у сериала есть перспектива, если для его производства выделяются деньги. Бесплатно никто работать не хочет. Сценарий тоже не напишут бесплатно. За малые деньги могут написать банальную «залипуху». Стало быть, чтобы был хороший сценарий и хорошие артисты, нужны деньги.  Раз у нас этого нет – значит, это никому не нужно. Это относится и к кино. Если государство не дает деньги на кино, значит, государству не нужно развивать отечественный кинематограф.  Я делаю такой простой вывод. На мой взгляд, это должно стать нужным государству, котороеувидит в этом процессе смысл — поднятие национального духа, патриотизма, любви и уважения к своей родие и земле. Конечно, есть государства, у которых вообще нет своего кинематографа, но они не умерли, живут. Понятно, что купить польский сериал дешевле, чем снять хороший фильм у себя. Но я убеждена, пока у нас свое не появится, нам не о чем говорить. У нас много одаренных артистов, готовых работать и отдавать свой талант, и их занятость зависит также от госзаказа. Или меценатов, которыъ у нас раздва и обчелся.

— На ваш взгляд, почему  не один украинский полнометражный фильм так и не окупился?

— У нас не окупаются фильмы, потому что у нас нет киноиндустрии.  Деньги – это понятно.  Если давать их, то тем, чей успех можно спронозировать. Однако это  должны делать профессионалы,  те, кто имеет на то основания и кто способен сделать правильный выбор. Если бы я была продюсером и у меня была киностудия и деньги, я бы провела конкурс. Создала бы комиссию, не пожалела денег, пригласила бы специалистов, которые оценивали бы в первую очередь качество сценария и уровень режиссера, который будет его воплощать. Для меня до сих пор загадка, по какому принципу и кто дает деньги на производство фильмов. Помнится, в советское время существовал худсовет – худо-бедно, но киношки-то были классные и Оскаров брали, до сих пор их смотрим. Значит, у нас сейчас нет критериев отбора. Ребята снимают, но больше по наитию, нет четко расставленных приоритетов и ориентиров. Вообще, у нас в стране снимает кино тот, кто  выходил по минкультовским кабинетам, высидел в ожидании высокго начальств сумелпробиться и получил финансирование. Я говорю резко, но по сути.  Деньги получают настырные, преграждая дорогу тем, кто мог и кассу собрать, и Оскара получить. А сечас деньги дал, кино сняли, но не пошло….

-Как вы считаете, каким должен быть сценарий фильма?

— Сценарий должен быть  математически просчитан. Фильм должен быть готов — осталось только его снять, как говорил Феллини.  Нет «воды», какой-то «зауми», нет пустот — каждый миллиметр фильма работает на смысл и эмоцию. К сожалению, часто в нагих фильмах прекрасный оператор снимает прекрасную панораму, но во время такого поэтического кадра можно пожарить яичницу, съесть ее и ты ничего не пропустишт и не потеряешь. Потому что за этим поэтизмом  скрывается пустота. Кино должно быть таким, чтобы яичницу не хотелось.

Каким образом должен происходить отбор сценария и актеров для будущего фильма?

— Должна быть создана комиссия, которая скажет кто профессионал, а не брат и не сват. Отбор должен быть беспощадный. Приведу пример: когда на каждом предприятии будут работать высококлассные специалисты, именно они поднимут это предприятие и будут его развивать. Все упирается в то, что должны быть люди, которые будут объективно оценивать сценарий и исполнителей ролей, а не какие-то  Огурцовы из «Карнавальной ночи», которые, ничего в этом не смыслят в этом, говорят: «Уберите это, юбку короче, ноги длиннее или ноги короче, юбку длиннее». Я  это говорю к тому, что руководят кино люди, которые, мягко говоря, сами не понимают до конца, что же делать с украинскимкино. Необходимы  жесткие критерии отбора. Вспомните, есть такие ретрокадры, когда стоит виньетка в виде женщины в профиль, а девушки, придя на конкурс моделей, должны соответствовать ей: если поместилась в форму — подходишь, не пролезла – «до свидания». Подходишь по размерам — выходи на подиум. Все должны быть на своем месте. Не должно быть случайных людей, которые будут руководить кино. Случайно может зайти только гений.

— Вы не пробовали себя в роли режиссера?

— Я вообще режиссер по образованию. На телевидении я работала режиссером, но это было не кино. Я созреваю еще. Если ко мне придет в монтажную человек, не разбирающийся в кино, ничего не сделавший в этой области, но наделенный властью, и будет мне рассказывать, какой эпизод нужно вырезать, я просто не буду снимать это кино. Не хочу, чтобы какой-то бездарь рассказывал мне, что плохо, а что хорошо. Если придет мастер, тогда да! Покажи мне Оскар, тогда поверю. Я говорю условно, но это очень важно. Как только мы эти критерии заострим и повысим, начнется возрождение украинского кино. Считаю, если есть деньги хотя бы на один фильм, то нужно сделать его таким, чтобы он собрал безумную кассу. А эти деньги  пустить на съемки других фильмов. К сожалению, у нас еще никто не озаботился тем, чтобы создать фильм, достойный Оскара. Повторю, нельзя хотеть показать лицо страны на любом кинофестивале, не вложив в это денег.

— Как вы считаете, возобновится  ли у нас сотрудничество с российскими актерами и режиссерами?

— Не хочу никого расстраивать, но это сотрудничество не прекращалось. Этого никто не афиширует, чтобы не попасть в разряд предателей. Все происходит, ничего на самом деле практически не изменилось. Гастролей нет, но кино снимают. Убеждена, что в жизни все циклично, все вернется на круги своя. Хочу заметить, к сожалению или к счастью, Ленин был не дурак, когда говорил, что кино – это важнейшее из искусств. Еще хотелось сказать о пропаганде. С ее помощью можно заставить «мертвого встать из гроба». Если кому-то, кто все это затеял, будет угодно, чтобы люди помирились, пойдет пропаганда дружбы и любви и сразу все измениться. Когда люди объединяются в общую массу, они легко подвергаются воздействию пропаганды. Личности, конечно, сложно противостоять, но тогда эту личность называют плохими словами.  Никого не осуждаю и не собираюсь обсуждать поведение каких-то артистов. Каждый делает то, что считает нужным. Но очевидно, что все наше население и население других стран страдает от пропаганды. С ее помощью также может все измениться. Как только поступит «вказивка», снова будут дни дружбы и т. д. Я за то, чтобы наступил мир. Посмотрите, как страдают наши старики, которые ни в чем не виноваты. Заплатить за квартиру и купить лекарства они уже не могут. Это просто вымирание. Мне бы очень не хотелось, чтобы наши старики так страдали… 

Читайте также по теме